|
|
N°52, 28 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Умер Станислав Лем
Вчера в Кракове в больнице "Коллегиум Медикум" после долгой болезни умер знаменитый польский писатель Станислав Лем. Ему было 85 лет. Общий тираж книг Лема, переведенных на 41 язык мира, составил 27 млн экземпляров.
Лем родился 12 сентября 1921 года во Львове в семье врачей. В 1939--1941 годах учился во Львовском медицинском институте. Во время немецкой оккупации Лем работал помощником механика и сварщиком. В 1948 году окончил медицинский факультет Ягеллонского университета в Кракове.
Печататься начал в 1946 году. Лем был не только писателем-фантастом, но теоретиком науки, прекрасно разбирающимся в теории эволюции, математике, кибернетике, астрономии и физике. Среди его самых известных книг -- "Звездные дневники", "Солярис" (экранизировался Андреем Тарковским в 1972 году и Стивеном Содербергом в 2002 году), "Сказки роботов", "Рассказы о пилоте Пирксе".
"Мир действительно движется к пропасти"
О себе
Я прошел уже через столько политических систем, что могу жаловаться, сколько мне вздумается, тем более что я не считаю то, что пережил, особенно воодушевляющим: Советы, немецкая оккупация, потом опять Советы, потом ПНР, а теперь -- неизвестно что.
О будущем
Мы идем прямиком к ядерному конфликту. Мир действительно движется к пропасти. Иракский вопрос запущен. Сирия тоже не особо чиста. Тегеран наверняка не испугается Совета Безопасности ООН. Я действительно считаю, что не важно, кто президент Польши. Важно, кто президент Америки. Каждый день несколько десятков человек гибнет в Ираке, а этот болван говорит, что ситуация улучшается. Ну что сделать с таким человеком?
О сильных мира сего
У президента Буша есть такая особенность, что он глуп. Об этом говорит хотя бы тот факт, что он выступил против теории эволюции в пользу так называемого разумного проекта (intelligent design. -- Прим. пер.), суть которого заключается в том, что неизвестно, в чем она заключается. Вся его администрация продвигает эту идиотскую теорию, но им просто не хватает ума.
О Польше
Польша -- захолустье цивилизации, которое на самом деле не имеет никакого веса в мире. Будь я на тридцать лет моложе, мне бы опять захотелось уехать из Польши. Только некуда.
Единственное, чему мы можем радоваться, -- это свобода прессы и отсутствие института цензуры. Все остальное выглядит так, как оно выглядит. Например, интеллигентов, имеющих вес в сегодняшней Польше, можно поместить в одну комнату.
Сегодня в Польше каждый может стать профессором, профессоров у нас полно, только вот это пугающее количество не хочет переходить в качество. Мой сын изучал физику в Принстонском университете, у него научная степень. Вернулся в Польшу. И что ему тут делать? Руками ловить атомы?
О Путине
О дружбе с Путиным не может быть и речи, потому что он нас (поляков. -- Ред.) не любит, причем не только за «оранжевую революцию» (на Украине. -- Ред.), которая, кстати, ничего особо не изменила.
О смысле жизни
В бесконечной звездной пустоте внезапно происходит малюсенький, просто микроскопический проблеск сознания -- моего или вашего, муравья или какой-нибудь птички, -- а потом, когда кончается жизнь, он гаснет, и продолжается это бесконечное ничто. Мне кажется, этому сознанию стоит блеснуть.
Из интервью польской газете Przeglad, 21 декабря 2005 года
|