|
|
N°179, 01 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Каспийская альтернатива
На минувшей неделе в Тегеране, который западные страны еще недавно обвиняли в поддержке терроризма, с визитом побывал глава британского Форин офиса Джек Стро. Западу по многим причинам необходимо, пишет турецкая Sabah, чтобы Иран дистанцировался от возмущенного мусульманского мира и не вступил бы в антиамериканский или антиевропейский исламский альянс. Иран важен не только потому, что он пользуется большим влиянием в мусульманском мире. От позиции этой «региональной сверхдержавы», как показали события минувшего лета, зависят мир и спокойствие на Каспии. А у каспийского бассейна, уверены многие эксперты, появился теперь новый шанс стать «резервным» источником энергии XXI века, альтернативой Ближнему Востоку.
Каспийский регион «остается и останется» важнейшим элементом политики США, заявил на днях президент американской консалтинговой компании ASIDA Кент Мурз. По данным, обнародованным весной в Лондоне на конференции «Нефть и газ Каспия», начальные ресурсы акватории Каспийского моря (без Ирана) составляют 16 млрд тонн нефтяного эквивалента. Запасы Азербайджана оцениваются в 4 млрд тонн нефти и около 8 млрд кубометров природного газа. Богата углеродами Туркмения. А открытие месторождения Кашаган (по прогнозу -- 7 млрд тонн) вывело Казахстан на пятое место в мире по запасам углеводородов. По мнению президента Назарбаева, Казахстан, не входящий в ОПЕК, где тон задают арабские страны, безусловно, станет альтернативой для основных потребителей в Европе.
У «каспийского резервуара» есть большой изъян: прогнозные запасы пока не реализованы или реализованы недостаточно. Всерьез говорить о замене арабской нефти можно будет лишь через пять--семь лет. Реальные поставки сегодня осуществляются с месторождений Тенгиз (Chevron), Чираг (British Petroleum), поставки же со старых месторождений Азербайджана и Туркмении незначительны. Россия еще не представила свою долю каспийской нефти, но в любом случае, чтобы начать добычу, потребуются годы, считают специалисты ЛУКОЙЛа, занимающиеся разработкой Северного Каспия.
По мнению экспертов Британского центра стратегических исследований, в силу специфики борьбы с терроризмом (враг разбросан по всей планете) передел мирового нефтяного рынка пойдет хаотично, если не сказать -- вообще без соблюдения каких-либо правил. Это повышает значимость локального и защищенного «каспийского резервуара», откуда нефть пойдет на западные, а может быть, и на американский рынки. По мнению британских исследователей, приоритетным станет маршрут Баку--Тбилиси--Джейхан, более безопасный и менее уязвимый для террористов. Он начнет функционировать в 2005 году. Велико значение и нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума, но его возможности ограничиваются пропускной способностью турецких проливов. Возможное осложнение ситуации в зоне Персидского залива несколько снижает шансы проекта «трубы» Казахстан--Туркмения--Иран, к которому присоединилась и Россия для прокачки сибирской нефти.
Чтобы Каспий всерьез мог претендовать на роль «энергетической альтернативы», государства региона должны сначала договориться друг с другом. Ведь, как заметил Нурсултан Назарбаев, проект «каспийского ОПЕК» -- идея заманчивая, но пока прикаспийские государства не могут договориться даже по правовому статусу Каспия.
Ариф УСЕЙНОВ, Баку