|
|
N°179, 01 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Заполярная альтернатива
Дебаты о снятии запрета на добычу нефти в Национальном арктическом заповеднике на Аляске не прекращаются в США уже несколько лет. Выручка от продажи энергоресурсов обеспечивает 85% доходной части бюджета штата Аляска. Ежедневно здесь добывается около 1,8 млн баррелей, это 25% всей добываемой в США нефти. Это не предел: по геологоразведочным данным, всего под земной поверхностью Аляски залегает треть американских нефтяных запасов. Еще столько же -- под континентальным океанским шельфом. Впрочем, долгое время Белый Дом игнорировал эти цифры -- значительная часть запасов шельфа сосредоточена в заповедной зоне, а демократ Билл Клинтон считал бурение в заповеднике невозможным.
Джордж Буш провозгласил новую энергетическую политику, цель которой -- повысить эффективность расходования энергии, снизить потребление, уменьшить зависимость от импорта стратегического сырья. Крупнейшая кладовая нефти в США, заповедник на Аляске, стала краеугольным камнем программы. Министерство энергетики прогнозирует, что здесь будет добыто 10,3 млрд баррелей.
Экологи принялись с новой силой убеждать парламент не санкционировать добычу в заповеднике. Но тщетно: в августе контролируемый консерваторами конгресс отменил запрет на бурение. Судьба идеи зависит от поделенного республиканцами и консерваторами пополам сената -- однако террористические атаки спутали экологам все карты. Теперь начало бурения на Аляске преподносится как необходимый элемент укрепления национальной безопасности -- ведь оно снизит зависимость от импорта нефти из мусульманских стран Ближнего Востока. «До трагедии настроения сенаторов распределялись примерно поровну, -- говорит президент Лиги за консервацию скважин Дебора Каллахан, -- и было ощущение, что сенат в итоге поддержит нас. Теперь же началась дискуссия о национальной безопасности -- нам будет трудно отстоять свою позицию».
Впрочем, ряд американских аналитиков скептически оценивают целесообразность бурения новых скважин на Аляске. «В настоящий момент США импортируют 50% потребляемой энергии, -- пишет The New York Times. -- И бурение на Аляске не будет иметь критического значения -- на пике эксплуатации эти скважины обеспечат не более 5% нашего потребления... Нужно признать, что в течение ближайших лет нефтяные богатства Ближнего Востока будут критически важны для мировой экономики. Выход не только в бурении новых скважин и производстве более экономных машин. Нужно найти способ, как с помощью технологических и радикальных политических мер снять весь мир с иглы нефтяной зависимости».
Своя заполярная кладовая есть и в Европе. По мере истощения датских, голландских и британских запасов в Северном море внимание потребителей будет перемещаться далее на север, в сторону Норвегии, территория которой простирается далеко за 67-ю параллель Заполярья. Шельф тянется вдоль Норвежского моря и уходит в высокие широты вплоть до Кольского полуострова, омываемого Баренцевым морем. Анализ стратегии крупнейших нефтегазовых компаний свидетельствует о том, что в ближайшие годы их целью станет освоение новых месторождений именно в этом регионе. Сегодня руководство и жители самой северной губернии Норвегии ликуют в связи с объявленными планами концерна Statoil по добыче газа в западной зоне Баренцева моря -- для местных жителей это означает новые инвестиции и рабочие места. Поступающий по 170-километровому трубопроводу газ будет охлаждаться до температуры -162 градуса и специальными судами доставляться в США и Испанию. Стоимость проекта по разработке месторождения Snohvit оценивается в 5 млрд долларов. Оно расположено на уровне 72-го градуса северной широты и является самым близким к Северному полюсу. Несмотря на суровые климатические условия региона, море здесь не замерзает благодаря теплому течению Гольфстрим. Против планов газовиков и нефтяников тоже выступают экологи. Ведь в районе будущих разработок в большом количестве отлавливаются треска, сельдь и скумбрия. Между тем экспорт норвежской рыбы по доходам превзошел торговлю газом и стоит на втором месте после нефти.
К природным богатствам Баренцева моря с востока подбираются и российские компании. «Росшельф» уже несколько лет разрабатывает проект добычи в акватории моря нефти с помощью специальных судов и полупогружающихся платформ. Кроме того, в Баренцевом море расположено Штокмановское газовое месторождение, запасы которого оценивают в 3,2 трлн кубометров. До сих пор добыча там считалась нерентабельной. Однако в перспективе отношение к «северному резервуару» может измениться.
Евгений АНТОНОВ, Петр РОСИЧ, Осло