Время новостей
     N°52, 28 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.03.2006
Демократия не товар на экспорт
Россия укрепляет связи с исламским миром
В Москве сегодня продолжится первая встреча необычной группы, с легкой руки президента Торгово-промышленной палаты Евгения Примакова названной группой стратегического видения «Россия -- исламский мир». Это одна из самых представительных конференций на тему диалога цивилизаций. Вчерашнее заседание в Центре международной торговли вел Евгений Примаков, а затем президент Татарстана Минтимер Шаймиев (завтра он едет с визитом в Сирию, Саудовскую Аравию и Кувейт). Сегодня роль ведущего перейдет к известному писателю, послу Киргизии в Бенилюксе (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) Чингизу Айтматову. Выступит и президент Чечни Алу Алханов.

«Расширение многоплановых связей с исламским миром -- один из важнейших приоритетов российской внешней политики», -- сказано в обращении Владимира Путина к участникам встречи. Президент отметил, что Россия даже получила статус наблюдателя в Организации Исламская конференция. (ОИК, куда входят 57 государств, создана в 1969 году. Россия стала наблюдателем в июле 2005 года.)

Россия является уникальным мостом между Европой и Азией. Как заметил епископ Егорьевский Марк, и мусульмане, и христиане «в советское время вместе страдали от безбожного атеистического режима». При этом епископ отметил, что все-таки «Россия -- православная страна и 80% населения относят себя к православной церкви». В интервью «Времени новостей» отец Марк сказал, что считает завышенными прозвучавшие на встрече данные о численности мусульман в России (20 млн человек): «На самом деле меньше 10 миллионов».

Участники единодушно раскритиковали теорию "столкновения цивилизаций" американского профессора Сэмуэля Хантингтона. Ответ на это: "конфронтации цивилизаций нет", а "цивилизациям надо вести диалог". Еще одна мысль: «терроризм не порождается исламом как религией», равно как не порождается другими религиями. Но исламский экстремизм существует, и одна из задач (а такие встречи станут регулярными) -- «исследовать причины этого явления».

Причины назвал бывший марокканский министр по делам ислама Абдель-Кабир аль-Мадгари. Внешняя -- это «стремление западных цивилизаций навязать себя другим». Есть и внутренние причины -- к примеру, интеллектуальный диспут в исламском мире ведется на недостаточно высоком уровне. А ведь даже такие термины, как «джихад», не столь однозначны и не всегда столь воинственны.

Выступление Евгения Примакова было самым резким, критике подверглись США и Израиль. Примаков говорил о «бездумном стремлении самого мощного представителя западной цивилизации экспортировать свою модель демократии», причем "США не считаются" ни с историей этих стран, ни с традициями. «Ирак уже стал, а Сирия и Иран могут стать объектом этого экспорта, -- напомнил бывший премьер и экс-глава МИД России. -- И вот Ирак стоит на пороге шиитско-суннитской гражданской войны».

Позиция же Израиля, считает Примаков, «станет главным тормозом» в ближневосточном урегулировании, поскольку израильтяне заявляют, что «не будут контактировать с ХАМАС, так как это, дескать, террористы». (Руководство этой радикальной организации победило на парламентских выборах в Палестине 25 января; Москва призвала к диалогу с ХАМАС). В качестве доказательства, что все меняется, Примаков обратился к истории: «И Бегин, и Шамир в прошлом были настоящие террористы. За их головы назначали награды британские власти». Менахем Бегин в 1940-х годах командовал экстремистской еврейской организацией «Иргун», боровшейся против британских мандатных властей в Палестине. Вскоре после создания Израиля он стал премьер-министром. Неуловимым подпольщиком был и Ицхак Шамир, тоже потом премьер.

Елена СУПОНИНА