|
|
N°179, 01 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Труба в обход кризиса
Повлияет ли война против терроризма на энергетическую безопасность Запада
Кажется, все согласны с тем, что атака на Америку 11 сентября изменила мир и послужила толчком к возникновению новой системы международных отношений. Пока, правда, непонятно, что это будет за система, -- принцип «Или с нами, или с террористами», объявленный президентом США Джорджем Бушем, звучит хлестко, но сути дела не проясняет. Создание глобальной коалиции, которая под предводительством Вашингтона ударит по лагерям боевиков в разных странах, -- это не завершение, а только начало формирования новой модели.
Вопрос, неизбежно возникающий в связи с этим, -- контроль над источниками энергоносителей. Однажды западный мир уже столкнулся с попыткой арабов, контролирующих более 60% всего нефтяного производства планеты, диктовать свои условия. 28 лет назад, в октябре 1973 года, семь арабских государств -- производителей нефти ввели полное или частичное эмбарго на поставки в ведущие страны Запада за их поддержку действий Израиля в «войне Судного дня».
Развитые государства извлекли тогда урок из кризиса. С тех пор железным правилом при планировании энергетической политики стал принцип диверсификации: ни один поставщик не может иметь «контрольного пакета». Запад серьезно занялся поисками альтернативы нефти. Главной из них стал природный газ, крупнейшим поставщиком которого в Европу была и остается Россия. Ведущие страны озаботились проблемами энергосбережения и создания стратегических запасов. Плоды новой политики проявились в 1985 году, когда арабские страны попытались обвалить цены на нефть, чтобы сделать нерентабельной добычу в Северном море. Но нефтеэкспортеры просчитались -- запасов нефти Западу хватило на три месяца, а столько без продажи своей продукции не могли прожить сами поставщики.
Сегодня о нефтяном эмбарго никто не говорит: главные страны-экспортеры -- союзники США. Но акция возмездия, мишени которой, очевидно, разбросаны по ряду государств Ближнего и Среднего Востока, может вызвать неприятные для Запада последствия именно с точки зрения энергетики. Речь идет о вопросах как практических, например безопасность терминалов, откуда нефть отправляется в Западную Европу, так и глобальных -- судьба лояльных Западу режимов. Не вызовут ли бомбежки единоверцев стремительного роста происламских настроений там, где их до сих пор держали под контролем, -- от Саудовской Аравии и Кувейта до Индонезии? Ведь на территории мусульманских стран расположена половина всех мировых запасов углеводородов.
События нынешней осени снова заставят развитые страны задуматься об источниках энергии и о поисках альтернатив взрывоопасному «арабскому резервуару». Направления поиска примерно ясны -- Каспийский бассейн, Африка (оба эти весьма неспокойных региона, как ни парадоксально, кажутся сейчас многим более стабильными, чем Ближний Восток) и северные широты (см. другие материалы этой рубрики). Новый шанс войти в западный мир в качестве не просто «сырьевого придатка», а полноправного партнера открывается и у Москвы. Не случайно во время визита в Германию на прошлой неделе эту тему поднял Владимир Путин, предложив увеличить сотрудничество с Россией. Ее развил Буркхард Бергманн, председатель правления концерна Ruhrgas, давнего клиента российского ТЭК. «Российское газовое хозяйство проявило себя очень надежным поставщиком, -- заявил г-н Бергманн. -- Это стало возможным потому, что оно не только обладало техническими возможностями для обеспечения надежных поставок, но еще и было поддержано российской политикой. Мы убеждены, что и в нынешнее кризисное время поставки российского природного газа будут осуществляться с абсолютной надежностью». Буркхард Бергманн также заметил, что дополнительной гарантией этого является «ясная приверженность ценностям современного гражданского общества», продемонстрированная российским лидером. А в Европе, гордящейся своими традициями гражданского общества, этот комплимент дорогого стоит.
Юрий ШПАКОВ, Берлин, Игорь МАКСИМОВ