|
|
N°52, 28 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тихая жизнь и приличное жалованье
Новая версия «Самоубийцы» Эрдмана на московской сцене
В спектакле, поставленном Вениамином Смеховым на сцене Российского молодежного театра, приметы времени сразу же погружают зрителей в атмосферу эпохи "великих строек". Под бравурную музыку на экране мелькают кадры парадов и шествий, портреты Сталина и воодушевленные лица строителей новой жизни. Вплетенные в сценическое действие интермедии отсылают к временам, когда подобные шутки были равносильны самоубийству. Сегодня же актеры (Дарья Семенова, Татьяна Матюхова и Тарас Епифанцев), одетые в стилизованные разноцветные комбинезоны (художник по костюмам Мария Данилова), исполняют эти вставные номера в духе эстрадных реприз, порой граничащих с клоунадой. Да и обличительная острота запрещенной пьесы, так привлекавшая постановщиков в перестроечные годы, сейчас отступает на второй план.
Эрдмановский "Самоубийца" ныне воспринимается уже как классика, которая всегда интересна исследованием человеческой природы, практически не меняющейся и не находящейся в прямой зависимости от того, какой год на дворе и какая партия у власти. Персонаж пьесы Николая Эрдмана "Самоубийца" -- безработный гражданин, обиженный на жизнь и сгоряча решившийся свести с нею счеты, уже не впервые в этом сезоне появляется на подмостках столичных театров. Время само выбирает своих героев.
В спектакле РАМТа Подсекальников (Алексей Розин) -- один из многих, закомплексованный неудачник, маленький человек, очередная жертва смутных времен, которым не видно конца. Его неудовлетворенные амбиции и нелепые претензии выплескиваются на родственников, поскольку иных возможностей для самоутверждения у него нет. И разговоры о самоубийстве для него лишь повод для того, чтобы ощутить свою значительность. Но уязвленное самолюбие и неуемная жажда получить от жизни сатисфакцию превращают героя рамтовского спектакля в доверчивого и беззащитного простачка, с легкостью поддающегося на уговоры ловких дельцов, которые предлагают ему различные идеологические обоснования для намеченного самоубийства. Предприимчивый сосед Калабушкин (Илья Исаев) лихо подбирает "клиентов", желающих за определенную плату повыгоднее для себя использовать чужое самоубийство. В спектакле строго соблюдается чистота избранного жанра, актеры балансируют на грани гротеска и буффонады, не утрачивая при этом органики и чувства меры. Суетливый Аристарх Доминикович (Евгений Редько), жаждущий "сражаться" за угнетенную интеллигенцию, сам, похоже, имеет к ней весьма отдаленное отношение, так же, как и колоритный "творец" Виктор Викторович (Алексей Маслов), способный лишь с азартом и натужным пафосом "болеть" за Россию.
Все, казалось бы, готовы бороться за правду, но только чужими руками. А сами живут, словно с завязанными глазами, стараясь не видеть происходящего вокруг. На словах ратуют за высокие цели и готовы умереть за правду, а на деле, как и Подсекальников, лишь тешат свои непомерные амбиции.
А сам Подсекальников, натешивший свое самолюбие показной смелостью и вплотную подошедший к рубежу, отделяющему бытие от небытия, вдруг понимает, что ему не надо ничего, кроме тихой жизни и приличного жалованья. Но и для того, чтобы иметь эту малость, подсекальниковым, где и когда бы они ни жили, придется приспосабливаться и подстраиваться к требованиям эпохи. И неважно, каковы ее символы: массивные колоннады сталинских построек с серпами и молотами или стеклобетонные монстры банков и казино.
Марина ГАЕВСКАЯ