|
|
N°51, 27 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Испытанный прием
«Газпром» подбирает ключи к итальянскому рынку методом переговоров с конкурентами
Глава «Газпрома» Алексей Миллер совершил краткий визит в Италию. В пятницу он провел переговоры с руководителями трех крупнейших энергетических компаний этой страны -- Eni, Enel и Edison. Российский монополист ищет возможность выйти на самый привлекательный розничный рынок газа и электроэнергии в Европе. Однако пока этому препятствуют предвыборная обстановка на Апеннинах, а также желание итальянского государственного нефтегазового гиганта Eni получить доступ к добыче углеводородов в России и возможность транспортировать в Европу газ со своих проектов в Казахстане.
В 1997 году «Газпром» и Eni заключили 20-летний контракт. Сейчас по нему поставляется около 22 млрд куб. м, с 2008-го договор выйдет на максимальные объемы -- 28,8 млрд куб. м. При этом газ передается покупателю на границе Словакии и Австрии, транзит по трансавстрийскому газопроводу (TAG) и распределение топлива в Италии Eni осуществляет самостоятельно. Год назад «Газпром» заключил с итальянским партнером сделку, согласно которой долгосрочный контракт был продлен на десять лет (до 2027 года), а Eni переуступал российскому концерну права на поставку 2 млрд куб. м непосредственно на итальянский рынок.
Но договоренности продержались всего несколько месяцев и осенью были расторгнуты по обоюдному согласию. Официально было объявлено, что стороны намерены провести дополнительные переговоры и заключить еще более масштабную сделку. Реальной причиной послужило желание нового менеджмента Eni во главе с Паоло Скарони (он пришел в компанию буквально через считаные дни после подписания в прошлом году соглашения с «Газпромом») обменять допуск «Газпрома» на итальянский розничный рынок не только на продление контракта, но и на участие в нефтяных или газовых активах в России. Политический скандал, который разразился вокруг вероятного газпромовского партнера -- близкого к Сильвио Берлускони предпринимателя Бруно Ментасти Гранелли, -- помог создать крайне неблагоприятную атмосферу вокруг соглашения.
«Дополнительные переговоры» идут очень непросто, уже полгода особого прогресса в них не наблюдается. Более того, в конце прошлого года имела место отмена встречи в Москве по инициативе руководства «Газпрома», когда г-н Скарони уже прилетел в российскую столицу. Очередная беседа в Милане, хоть и прошла «конструктивно», но, по словам главы Eni, стороны не «добрались до сделки». «Это был шаг на длинном переговорном пути», -- сообщил он, отметив, что в пятницу условия будущего пакетного договора были согласованы предварительно и в апреле переговоры продолжатся. Надо полагать, уже после парламентских выборов (они назначены на 9 апреля), которые могут значительно изменить политическую атмосферу. Впрочем, прогнозировать, как повлияет на сотрудничество Eni и «Газпрома» возможная победа коалиции во главе с Романо Проди, трудно. Бывший председатель Европейской комиссии известен хорошим отношением к России и прекрасными отношениями с Владимиром Путиным (как, впрочем, и нынешний премьер Сильвио Берлускони), хотя именно под его руководством Еврокомиссия настойчиво добивалась либерализации российского газового рынка.
Между тем в пятницу Алексей Миллер встретился и с руководителями конкурентов Eni -- Фульфио Конти из Enel и Умберто Квадрино из Edison. На встрече с г-ном Конти, которая, как подчеркнули пресс-службы «Газпрома» и Enel, прошла «в дружественной атмосфере», обсуждались перспективы реализации совместных проектов в газовой сфере и электроэнергетике в Италии, России и третьих странах. С президентом Edison г-н Миллер говорил о реанимации старого совместного предприятия Volta, которое было учреждено еще в 1995 году. Предполагалось, что оно будет поставлять на итальянский рынок до 14 млрд куб. м в год и построит 1500 тыс. км газопроводов в Италии и соседних государствах. Однако после подписания долгосрочного контракта с Eni проект, в котором «Газпром» получал 49%, был заморожен.
Судя по всему, «Газпром» пытается применить на итальянском направлении тактику, которая годом ранее сработала на переговорах о расширении сотрудничества с германским E.ON-Ruhrgas. Несмотря на подписанный меморандум об обмене активами (долю в Южно-Русском месторождении на газотранспортные и газораспределительные мощности в Европе), диалог шел очень тяжело. Руководство «Газпрома» стало проводить параллельные встречи с конкурентами E.ON-Ruhrgas -- BASF и RWE. В итоге именно BASF стал первым партнером в освоении Южно-Русского, предложив довести долю «Газпрома» в совместном предприятии Wingas (владеет газопроводами и продает около 15 млрд куб. м газа на рынке конечного потребления в Германии) c 35 до 50% минус одна акция. А крупнейшему энергетическому концерну Европы, чтобы также получить долю, пришлось стать более сговорчивым («Газпрому» были предложены перспективные активы в Венгрии, переговоры по которым уже находятся в финальной стадии).
Алексей ГРИВАЧ