|
|
N°50, 24 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Революция и компромиссы
Год назад из Киргизии бежал президент
Сегодня в Киргизии праздник -- День народной революции. Он объявлен выходным, в Бишкеке состоится военный парад и другие официальные мероприятия. Год назад, 24 марта, под давлением народной стихии из страны бежал экс-президент Аскар Акаев. И власть, совершенно неожиданно для киргизской оппозиции, свалилась ей «под ноги».
В тот же день своими сторонниками из тюрьмы после многолетнего заключения был освобожден бывший вице-президент Киргизии Феликс Кулов. Сразу же назначенный руководителем всех силовых структур, он был брошен на подавление волны хаоса и мародерства, накрывшей киргизскую столицу. Спустя пару месяцев Феликс Кулов и лидер Народного движения Киргизии экс-премьер Курманбек Бакиев накануне президентских выборов заключили соглашение. Результатом стало появление в Киргизии властного дуумвирата: Бакиев -- президент, Кулов -- премьер-министр. Это позволило избежать угрозы раскола между югом и севером страны, соответственно поддерживавшими Бакиева и Кулова.
Между тем третья ветвь власти -- киргизский парламент, выборы в который в феврале-марте прошлого года и стали толчком к бурным народным протестам из-за обвинений в их фальсификации, -- благополучно устояла. Именно парламент оказался основным средоточием борьбы за власть в республике между различными группировками в течение прошедшего года. Несколько депутатов были убиты. Подспудное соперничество внутри тандема за контроль над парламентом, большинство которого считалось проакаевским (его роспуск в первые дни после 24 марта был предотвращен благодаря усилиям Феликса Кулова), оказалось, пожалуй, главным содержанием политического процесса в стране. Его апофеозом стала скандальная отставка месяц назад спикера Омурбека Текебаева, что выглядело как компромисс между президентом и премьером.
Парламент уцелел, и следующим компромиссом будет проведение в конце года референдума о политическом устройстве страны -- быть ли Киргизии президентской или парламентской республикой. Однако мало кто сомневается, что политическая реформа, призванная ограничить полномочия президента в пользу парламента -- а именно это было начертано на флагах оппозиции в акаевскую эпоху, -- не угрожает власти нынешнего главы государства. Да и вряд ли может быть иначе. Киргизский парламент, избранный по одномандатным округам, а не по партийным спискам, не может быть политическим портретом общества, а следовательно, формировать претендующую на власть парламентскую коалицию.
Неудивительно, что результатами «народной революции» 24 марта недовольны не только проакаевские группировки, но и большая часть киргизской оппозиции. Бывшие ее локомотивами экс-генпрокурор Азимбек Бекназаров и экс-и.о. министра иностранных дел Роза Отунбаева так и не стали своими ни в команде Бакиева, ни в команде Кулова. Оба они теперь в «конструктивной оппозиции». В интервью «Времени новостей» Роза Отунбаева заметила вчера, что «киргизский народ в результате революции оказался в полуобманутом состоянии», но тем не менее она не обескуражена. «Киргизия показала всему миру, что это страна с характером, -- заявила г-жа Отунбаева, -- ее народ способен подняться, потому что терять ему уже нечего, и взять судьбу в свои руки, положив конец авторитарному режиму».
Бывший глава МИДа обвиняет власть, частью которой она была в первые месяцы после революции, в том, что она «переняла все грехи прошлого, не представила никакой программы ни в области экономики, ни в других сферах». Розу Отунбаеву смущает то, что на сегодняшние театрализованные торжества и военный парад тратятся большие средства в тот момент, когда людям стало заметно тяжелее жить в последнее время.
При этом «конструктивная оппозиция» отказалась от идеи провести сегодня «всенародный курултай», на котором власть должна была бы дать отчет о выполнении обещаний, данных народу. Это не последний компромисс, характерный для сегодняшней политической ситуации в Киргизии. На днях бишкекский суд отложил судебное рассмотрение уголовного дела Рыспека Акматбаева. Таким образом известный криминальный авторитет, обвиняющийся в тройном убийстве, получил возможность баллотироваться на дополнительных выборах в парламент на место своего убитого брата-депутата. Наблюдатели в Киргизии уверены -- Рыспек получит депутатский мандат, избавится от судебного преследования и возглавит в парламенте фронду против Кулова, которого считает главным виновником гибели своего брата. Президент Бакиев, разумеется, не даст в обиду своего соратника по тандему, что поставит премьера в зависимое от президента положение.
Тем временем экс-президент Акаев из своего «московского далека» отказывается считать события 24 марта в Киргизии революцией -- поскольку наука определяет революцию как «трансформацию с переходом общества в более высокое качественное состояние». Теперь г-н Акаев снова, как и прежде, ученый и академик, ему виднее...
Аркадий ДУБНОВ