|
|
N°50, 24 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы все можем оказаться Щербинскими»
Оправдан водитель, осужденный за гибель губернатора Михаила Евдокимова
Автомобилисты всей страны вчера праздновали грандиозную победу -- оправдан и отпущен на свободу признанный ранее виновным в гибели в ДТП губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова водитель Олег Щербинский. С 4 февраля, когда приговором суда Зонального района края он был отправлен на четыре года в колонию-поселение, во многих городах проводились акции протеста. Так было и вчера, и даже все столичные улицы пестрели белыми ленточками, которые водители привязали к своим машинам в знак солидарности с Олегом Щербинским. Это уголовное дело, которое, казалось бы, должно было носить сугубо технический характер, вызвало настоящий взрыв возмущения среди населения -- в поддержку осужденного водителя выступила даже «Единая Россия», а депутаты Госдумы тут же наперебой стали предлагать ужесточить правила дорожного движения (ПДД) в части использования спецсигналов. Посыпались письма в Общественную палату, делегат от которой -- адвокат Анатолий Кучерена вылетел в Барнаул и лично принимал участие в качестве защитника осужденного во вчерашнем заседании Алтайского краевого суда по рассмотрению жалобы на приговор.
Прокуратура обвиняла Олега Щербинского в грубом нарушении ПДД, повлекшем смерть трех человек -- губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова, его водителя и охранника. Обстоятельства аварии были таковы. Утром 7 августа прошлого года губернатор вместе со своей супругой на служебной машине «Мерседес-420» ехал по трассе Барнаул--Бийск. Вернее было бы сказать, что он мчался, потому что скорость его машины, как оценили ее потом следователи, была «не менее» 149 км/ч, а очевидцы утверждали, что и все 200 км/ч. В районе села Плешково водитель чиновника стал обгонять «Тойоту-Марино», за рулем которой и находился Олег Щербинский. Он вместе с женой и детьми ехал отдыхать на озеро и собирался свернуть на второстепенную дорогу, притормозив и включив сигнал левого поворотника. «Мерседес» с огромной скоростью врезался в «Тойоту» как раз в тот момент, когда Щербинский поворачивал. От удара машина чиновника изменила траекторию, вылетела с дороги, несколько раз перевернулась и врезалась в дерево. Из всех пассажиров «Мерседеса» жива осталась лишь супруга Евдокимова. А вот Щербинского и его семейство беда миновала, никто из них от аварии не пострадал. За то его и сделали виноватым.
Обвинение утверждало, что Щербинский был обязан пропустить машину губернатора, поскольку та шла с включенными спецсигналами и, следовательно, обладала преимуществом на дороге. Подсудимый, в свою очередь утверждал, что он не мог видеть не только «мигалку», но и сам «Мерседес», поскольку тот несся на огромной скорости, возник рядом с ним внезапно и у него не было никакой возможности уступить ему дорогу. Кстати, из всех очевидцев ДТП лишь один заметил проблесковый маячок на «Мерседесе», остальные его не видели.
Защита настаивала на проведение повторной, более тщательной экспертизы, чтобы достоверно установить и скорость, с которой шла машина губернатора, и время, которое могло бы быть у водителя «Тойоты», чтобы правильно оценить ситуацию. Но Зональный райсуд не счел нужным проводить эти эксперименты, полностью отверг все доводы защиты и признал Щербинского виновным по ст. 264-3 УК (нарушение ПДД, повлекшее смерть двух и более лиц). Водителя приговорили к четырем годам колонии-поселения и заковали в наручники прямо в зале суда.
Адвокаты обжаловали приговор, и все 1,5 месяца в ожидании вердикта вышестоящей судебной инстанции по всей стране шли митинги в поддержку Щербинского и протесты против бесправия простых смертных перед обладателями проблесковых маячков и спецсигналов.
Решение Алтайского краевого суда по делу Щербинского также вызвало бурю эмоций -- водитель был полностью оправдан, а вынесенный ему приговор признан незаконным. «Суд Зонального района края дал неверную юридическую оценку материалам уголовного дела и не учел ряд фактических обстоятельств, которые имели существенное значение, -- заявил судья Виктор Пашков, оглашая решения кассационной инстанции. -- Выводы Зонального суда о нарушении Щербинским правил дорожного движения судебная коллегия находит несостоятельными». Более того, суд в своем определении отметил, что виновником ДТП, по его мнению, был именно водитель губернатора, у которого не было преимущества на дороге. «Для получения преимуществ у автомобиля должен быть включен не только проблесковый маячок, но и звуковой сигнал. Водители таких машин, прежде чем воспользоваться приоритетом, должны убедиться, что они не создают опасности для других участников движения», -- пояснил судья.
Краевой суд постановил освободить из-под стражи Олега Щербинского, который не пожелал присутствовать на пересмотре приговора и в это время находился в СИЗО Барнаула. «Решение суда Щербинский воспринял облегченно и радостно, но он все еще находится в психологическом шоке, и ему просто нужно отдохнуть, -- сообщил о состоянии своего подзащитного адвокат Анатолий Кучерена. -- Это на самом деле справедливое решение, оно основано на требованиях закона. Мы уже видим ростки гражданского общества, видим, что человек в нашей стране может добиться восстановления своих прав. А если мы будем молчать, мы все можем оказаться Щербинскими».
Екатерина БУТОРИНА