Время новостей
     N°50, 24 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.03.2006
Младенцы под раздачу: все сначала
Обвиняемую в продаже российских детей вернули в суд
Президиум Мосгорсуда во главе с его председателем Ольгой Егоровой вчера в порядке надзора отменил вынесенный минувшей осенью приговор Гагаринского суда в отношении пенсионерки Людмилы Вержбицкой, уличенной в махинациях с новорожденными (см. «Время новостей» от 30 ноября и 27 декабря 2005 года). Прокуратура обвиняла ее в похищении и торговле младенцами, однако 29 ноября Гагаринский суд признал г-жу Вержбицкую виновной лишь в «самоуправстве» и «подделке документов», наказав только штрафом в 350 тыс. руб. При этом, как ни странно, сам факт обмена детей на деньги был в суде установлен. Но, как тогда же выяснилось, в российском УК просто не нашлось нормы, предусматривающей такой вид преступлений. Хотя с точки зрения морали торговля детьми никак не может считаться нормальным явлением.

Именно из-за этого юридического казуса, образовавшегося после внесения несколько лет назад поправок в УК РФ, сторона обвинения даже не стала подавать кассационную жалобу на решение Гагаринского суда, считая, что сделать здесь что-то в принципе невозможно. И приговор г-же Вержбицкой вступил в законную силу, поскольку она тоже осталась довольна таким исходом. Лишь после того, как газета «Время новостей» попыталась выяснить в правоохранительных органах и Госдуме, как такое стало возможным, Генпрокуратура забрала дело к себе на проверку и дала Моспрокуратуре поручение подготовить представление в Мосгорсуд о пересмотре приговора в порядке надзора.

Дело Вержбицкой было возбуждено в 2003 году прокуратурой Юго-Западного округа Москвы по результатам проверки, проведенной по просьбе полиции Германии. Ее представителей заинтересовала местная супружеская пара, которая выехала в Россию на пару дней без ребенка, а вернулась уже с младенцем. Сыщики выяснили, что немцы приобрели ребенка в Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии (НЦ АГиП) РАМН на улице Академика Опарина после знакомства с москвичкой Людмилой Вержбицкой. В ходе следствия выяснилось, что эта женщина хоть официально не числилась в НЦ АГиП, но обзавелась там кабинетом и, занимаясь формально программой «Суррогатное материнство», «организовывала» всем желающих детей. Беременным женщинам, которые не хотели иметь детей, она предлагал родить в хороших условиях за небольшое вознаграждение (1--1,5 тыс. долл.), а потом забирала младенца и отдавала его всем желающим уже за 20--25 тыс. долл. Всего прокуратуре удалось установить четыре таких случая.

Но вскоре следователи поняли, что привлечь к ответственности Людмилу Вержбицкую очень сложно. Как раз в тот же период были внесены изменения в УК РФ, в результате которых ст. 152 (торговля несовершеннолетними, предусматривавшая до десяти лет колонии) была изъята, а взамен появилась ст. 127 прим. 1 -- «торговля людьми». Наказание по ней предусматривается еще более суровое, но эта статья оказалась бессильна. Поскольку, как следует из текста УК, уголовная ответственность по ней наступает только в случае эксплуатации «покупки», а эксплуатировать новорожденного в принципе сложно. В результате прокуратура предъявила г-же Вержбицкой обвинение в «похищении человека», посчитав, что та обманом и умышленно завладела новорожденными. Но в суде это обвинение развалилось.

Адвокат Вержбицкой Юрий Заксон убедил суд, что похищение подразумевает насильственный захват, которого в данном случае не было. В итоге пенсионерку осудили лишь за самоуправство и использование заведомо ложных документов.

По имеющимся сведениям, в надзорной жалобе в Мосгорсуд прокуратура указала, что при вынесении решения по делу Вержбицкой Гагаринский суд неправомерно исключил из обвинения ст. 126 (похищение человека) УК РФ и так же неправомерно применил ст. 327 (подделка документов), поскольку изначально она подсудимой не вменялась. Какие именно нарушения президиум Мосгорсуда усмотрел в первом приговоре Вержбицкой, пока неясно, поскольку мотивировочная часть в таких случаях оглашается спустя несколько дней. Но в любом случае прокуратура теперь может праздновать пусть не окончательную, но все же победу.

Стоит отметить, что на заседание президиума Мосгорсуда были приглашены представители Моспрокуратуры, которым теперь поручено поддерживать обвинение по делу, и сама Вержбицкая со своим адвокатом. Заслушав мнения сторон, суд посовещался и решил вернуть дело на новое рассмотрение в новом составе. Предполагается, что судебные заседания начнутся в конце апреля. «Я озадачен решением суда, -- признался адвокат Заксон. -- Удивлен и огорчен. Прокуратура сама в действиях Вержбицкой ничего не нашла, даже кассации не было. А тут 12 судей высочайшей квалификации непонятно откуда увидели в действиях моей подзащитной состав «похищение человека».

Борис КОРАБЛЕВ