|
|
N°49, 23 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Поворот для Dresdner Bank
Менеджмент «Газпрома» пытается отложить появление в Газпромбанке немецкого акционера
Скрытое противостояние финансово-экономического департамента «Газпрома» и менеджмента Газпромбанка, похоже, готово выплеснуться в открытый конфликт, причем международного масштаба. Руководство газового концерна на ближайшем заседании совета директоров 29 марта собирается представить стратегию в отношении своего опорного банка. В конце прошлого года было объявлено, что к апрелю Dresdner Bank выкупит дополнительную эмиссию этой кредитной организации и станет владельцем 33,33% акций. Однако, как следует из материалов к заседанию совета директоров «Газпрома», менеджмент концерна уже не считает продажу акций Газпромбанка стратегическому инвестору первоочередной задачей. Приоритетными задачами названы улучшение качества банковских услуг для «Газпрома», снижение тарифов на обслуживание, а также координация заемной политики в интересах головной компании. Проведение допэмиссии названо лишь «другим источником дальнейшего роста собственных средств и активов Газпромбанка». Иными словами, фактически речь идет как минимум о переносе сделки с Dresdner Bank и о существенном изменении условий, при которых она будет происходить. Более того, менеджмент «Газпрома» предлагает директорам просто «принять к сведению» новую стратегию в отношении Газпромбанка.
Согласно планам концерна, сначала необходимо преобразовать банк из ЗАО в ОАО, а затем провести индикативное размещение до 10% акций на российской бирже. На это, очевидно, уйдет минимум год. Продажа акций стратегическому инвестору или первичное публичное размещение (IPO) на западных площадках предусматривается в последнюю очередь, причем только после получения Газпромбанком рейтингов инвестиционного уровня. Реализация такой стратегии, по мнению ее авторов из финансово-экономического департамента, позволит не только увеличить собственный капитал банка, но и получить «Газпрому» «максимальную выгоду в случае отчуждения принадлежащего ему пакета акций».
Газпромбанк сейчас находится в тройке российских банков практически по всем показателям, через него проходит более 70% денежного потоков группы «Газпром». Но председатель правления Газпромбанка Андрей Акимов последовательно лоббировал решение о постепенном выходе банка из-под контроля «Газпрома». В прошлом году глава концерна Алексей Миллер поначалу активно намекал на такую возможность, а в сентябре публично заявил о намерении избавиться от банковского бизнеса в составе группы. Уже 15 октября правление «Газпрома» приняло решение о целесообразности изменения структуры капитала банка.
План мероприятий у команды г-на Акимова был готов. Как говорится в материалах к совету, Газпромбанк предложил в течение 2006--2007 гг. провести допэмиссию акций в пользу стратегического инвестора. Во второй половине 2006 года менеджмент намеревался преобразовать банк в ОАО с одновременным получением листинга на российских биржевых площадках, первая половина 2007 года отводилась на подготовку программы ADR с целью выйти на иностранных институциональных инвесторов, и в конце следующего года -- IPO.
Судя по всему, план был одобрен. В начале декабря совет директоров Газпромбанка (его возглавляет Алексей Миллер) рекомендовал акционерам одобрить допэмиссию и продать Dresdner Bank выпущенные акции не меньше чем за 23 млрд рублей. С покупателем была достигнута предварительная договоренность, а сумма сделки была рекомендована оценщиками UFG, Morgan Stanley и ООО «Оценка-ДАКО». Перед самым новым годом совет директоров «Газпрома» согласовал позицию по голосованию представителей концерна в органах управления Газпромбанка по этому вопросу.
Однако до сих пор это голосование не состоялось. Теперь же, очевидно, менеджмент газового монополиста пытается скорректировать ситуацию. «С точки зрения мажоритарного акционера Газпромбанка, каковым является «Газпром», видится несколько иной путь развития», -- говорится в тексте доклада заместителя начальника финансово-экономического департамента Сергея Яценко, разосланном членам совета директоров компании.
В «Газпроме», Газпромбанке и российском Dresdner Bank вчера воздержались от комментариев.
Алексей ГРИВАЧ