|
|
N°49, 23 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Молодому везде у нас дорога
Для Рамзана Кадырова нужна новая конституция Чечни
В день третьей годовщины действующей конституции Чечни выяснилось, что документ, принятый всенародным голосованием, «требует основательной редакторской правки». Об этом прямо на юбилейном собрании сообщил министр труда и социального развития республики Магомед Вахаев. Список «изменений и дополнений» чиновник предложил начать с главного: по его мнению, в текст совершенно напрасно введена норма, определяющая минимальный возраст для занятия должности президента республики.
Статья 66 главы 4 чеченского основного закона писалась исходя из предположения, что фаворитом первых же президентских выборов будет тогдашний глава администрации республики Ахмат-хаджи Кадыров, которому в тот момент было 52 года. Однако 9 мая 2004 года президент Кадыров погиб в результате теракта на грозненском стадионе «Динамо». И 66-я статья неожиданно превратилась в препятствие для соратников погибшего, у которых возникла идея передать власть Кадырова-отца прямо по наследству его сыну, который до теракта возглавлял службу безопасности чеченского президента. Но Рамзану Кадырову не было еще и 28. После длительных консультаций в администрации президента РФ было решено недавно принятую конституцию не менять, а лучше подобрать кандидата в президенты, который устроил бы и Кремль, и «команду Кадырова». В результате новым президентом Чечни стал Алу Алханов, избранный в августе 2004 года. Теоретически срок его полномочий истечет только к концу лета 2008 года. Однако чеченские министры, от которых Рамзан Кадыров, пересевший в нынешнем марте в премьерское кресло, потребовал ударной работы, решили, по всей видимости, продемонстрировать свое рвение и вернулись к проблеме президентского возраста.
Магомед Вахаев напомнил, что помимо возраста пора поменять правила замещения президентского поста: по российскому законодательству президент теперь не избирается, а назначается парламентом. С точки зрения министра, в парламенте, избранном лишь в ноябре 2005 года, тоже надо навести порядок: две существующие палаты вполне могут быть слиты в одну. Авторы проекта конституции хотели лучше обеспечить представительство отдельных чеченских территорий, поэтому сконструировали законодательный орган из Совета республики и Народного собрания. Но спикер нижней палаты -- Народного собрания Дукваха Абдурахманов едва ли не на первом же заседании внес предложение о слиянии палат.
В редакторской правке, по мнению Магомеда Вахаева, нуждаются и менее значительные нюансы основного закона -- например, нормы, касающиеся применения чеченского языка, соотношения федерального и республиканского законодательства, а также список административных районов, входящих в состав Чечни.
Согласно действующей конституции парламент Чечни, как и ее президент, может инициировать любые поправки. Но принимать решение по этим вопросам должно конституционное собрание либо референдум. Для изменения президентского возраста или, к примеру, слияния палат парламента референдум необязателен. Но для того, чтобы созвать конституционное собрание, сначала надо принять закон, в котором было бы написано, как оно формируется и функционирует. Эту задачу депутаты пока не решили. Принятие закона, а затем созыв конституционного собрания могут занять достаточно много времени. Впрочем, под руководством Рамзана Кадырова выполнение всех процедурных формальностей может быть значительно ускорено. Главным пунктом повестки будет, по всей видимости, отмена выборности президента: заветного 30-летия премьер-министр все равно достигнет уже в октябре 2006 года.
Иван СУХОВ