|
|
N°50, 24 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Света представление
Открылась Шестая Международная фотобиеннале Москвы
Десять лет назад искусство представлять похищенный хитроумной механикой свет в виде дублирующих жизнь картинок стало темой первого фестиваля фотографии в России. Благодаря этому фестивалю и появившемуся тоже десять лет назад Дому фотографии россияне приучились считать фотографию полноценным жанром художественного творчества. Территория фотографии как вида искусства постоянно расширяется. Осваиваются новые технологии, новые методы, синтез. Еще до своего юбилея Дом фотографии украсился новым почетным званием: Мультимедийный комплекс актуальных искусств.
В 1996 году Первая фотобиеннале предложила москвичам 92 выставки. Шестой фестиваль, организованный при содействии Sony, MasterCard, Pio Global, Билайн и многих других почтенных фирм, включает более ста выставок и отличается необычайной топографической экспансией. Задействовано около сорока выставочных залов, музеев, шоу-румов, клубов и галерей, от Большого и Нового Манежей до галереи «Госдача №20» в поселке Барвиха по Рублево-Успенскому шоссе. В течение месяца каждый почти день -- открытие десятка экспозиций. Кроме того, встречи почетных гостей -- мэтров мировой фотографии: обсуждения, коллоквиумы, презентации. Заняться есть чем всем. Директор Дома фотографии Ольга Свиблова, словно римский император, предотвращает бунт критически настроенных граждан (по преимуществу арткритиков) их тотальным трудоустройством.
Сама Ольга Львовна на вчерашней пресс-конференции сравнила нынешнюю, самую масштабную за всю историю фотобиеннале с городом, «в котором есть центральные площади и проспекты, улицы и закоулки, дворы и тупики». Г-жа Свиблова приглашает каждого выбрать свой маршрут прогулки по этому городу. Уместными для поэтики мегаполиса оказались и три главных темы -- лейтмотивы биеннале: «Путешествие», «Соблазн» и «Конфликт». Каждая тема в этом воображаемом (и реальном) биеннальном городе определяет свою схему движения -- посещения выставок. В «Соблазнах» не избежать ретроспективы звезды гламурной фотографии из Франции Беттины Реймс, эротической серии самого известного чешского фотографа Яна Саудека, ночной парижской сюиты легендарного француза Брассая, друга Дали, Мэн Рэя и Генри Миллера. Идя на «Конфликты», приготовьтесь к тому, что ваши нервы не пощадят: военные фотографии Кристины Шпенглер -- это лица детей, женщин, виновных лишь в том, что им выпала доля жить в горячих точках планеты...
Отправляться в «Путешествие» лучше уже сегодня, стартовая площадка -- Музей архитектуры имени А.В. Щусева. Там собрание работ французских и русских фотографов. Стефан Кутюрье делает замысловатые визуальные архитектоны из видов городских новостроек. Кристиан Курреж разворачивает перед зрителем галерею парадно одетых судей (общение с представителями закона во многих путешествиях неизбежно). Матье Бернар-Реймон изучает интервалы в красивых ландшафтах. Россиянин Владимир Мишуков в сериях «Шарлеруа, Туркуан» визуализирует философскую проблему о том, кто кого покидает: люди город или город людей. Владимир Греви делится своими впечатлениями об азиатской жизни. Один проект из премьерной выставки Шестой фотобиеннале ваш обозреватель уже имел честь наблюдать во время своего путешествия в Бельгию, на фестиваль «Европалия». Этот поддержанный Билайном проект называется «Русский взгляд на Европу». В Брюсселе он размещался в коридорах респектабельной библиотеки. На фотографиях популярных сегодня фотографов и художников Игоря Мухина, Александра Слюсарева, Семена Файбисовича, Георгия Первова, других мастеров Европа представлена не в туристическом ракурсе, не с парадной перспективы. Их территория -- это тихая жизнь, которую можно увидеть, приглядевшись к частностям, свернув на обочину: в переулок, в дворик, на проселок. Очень обаятельная точка зрения... А двигаться в «Путешествии» придется на восток. В субботу на «АРТСтрелке» обещана огромная программа китайских фотографов.
Сергей ХАЧАТУРОВ