|
|
N°50, 24 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Передел духа вместо передела собственности
Российская элита: высший свет или высший вертеп?
Как-то так получилось, что, оказавшись в гостях, я увидел фильм о российской элите, показанный по уважаемому российскому телеканалу. Альтернативные названия показываемого на экране и произносившиеся за кадром и в кадре -- "Великосветская тусовка", "Высшее общество", "Высший свет" и, наконец, "Элита России"! То есть речь шла о лучших из лучших, тех, кто определяет ее лицо и ее путь.
Что же нам показали? Первой была продемонстрирована известная московская дама из семьи не менее известных политиков, названная светской львицей и законодательницей -- не законов, а высшего света. О которой было сообщено, почему за ней утвердился этот высокий титул: оказывается, она умеет эпатировать и когда она в высшем свете, в нем никогда не бывает скучно. При этом на экране «законодательница высшего света Москвы» ездила, раздвинув ноги, на ком-то верхом. Ну как тут, в самом деле, соскучишься?
Затем был показан известный политик, произносивший такие слова в окружении прижимавшихся к нему дам: водки, водки давайте. В Думе я ничего не знаю. А когда прихожу сюда, в высшее общество, узнаю все. Так где же водка?
Затем на экране появились личности явно нетрадиционной сексуальной ориентации, поведавшие, что их полтора года в элите не принимали, потому что их образ всем надоел, но теперь они нашли новый образ -- один на двоих -- и опять нарасхват. При этом, надо отдать им должное, выглядели они подчеркнуто омерзительно.
Потом появился популярный телеведущий с какой-то дамой средних лет и сексапильными телесами, о которой было сообщено только, что у нее есть большие деньги и что недавно она сменила телеведущего на девятнадцатилетнего юношу, работающего моделью.
Потом нам сообщили, что каждые год-полтора «высшее общество» меняет место, где собирается, и тем, куда оно перемещается, занимаются специальные люди. А также и то, что самым неприличным вопросом в высшем свете Москвы является вопрос "откуда у тебя деньги".
И так далее в том же духе. При этом фильм был сделан без тени иронии или сарказма, напротив: после его просмотра у публики по замыслу авторов должно от восторга сбиться дыхание и они должны прийти в состояние ощущения пиетета к элите.
Скажу откровенно: увиденное и у меня, и у друзей, смотревших фильм вместе со мной, вызвало недоумение, граничащее с отвращением. Подумайте только: ведь речь идет о России, державе великой культуры, великих традиций русской интеллигенции и великого языка. Как могло случиться, что в стране, которую называют Пушкинским Домом, в стране Чайковского, Блока, Менделеева, Ахматовой -- список можно продолжать без конца -- высшим светом осмеливаются называть -- и горделиво показывать на весь мир -- какой-то вертеп?!
Действительно, сегодня Москва гуляет так, что Древний Рим по сравнению с ней кажется кельей монахов-отшельников, а Вавилон -- пансионом благородных девиц. Но это же не вся правда! Во второй половине прошлого столетия Москву -- несмотря на бесчеловечность режима и мертвечину кремлевских старцев -- можно было смело назвать Афинами двадцатого века. Кухни превращались в храмы мысли и платоновские академии, дома творчества (как, кстати, справедливо замечено в помянутом выше фильме), а вовсе не ресторан "Метрополь" или банкеты Политбюро были высшим светом СССР. Все старались попасть в Дом актера и Дом ученых, Дом писателей и Дом кино, включая отпрысков высшего руководства и богачей. В Москве и Петербурге -- при всех недостатках системы -- на пьедестале были люди творчества, интеллектуалы, творцы.
Людей созидания и в сегодняшней Москве великое множество. Как может быть нигде или почти нигде, в столице России есть десятки клубов, залов, аудиторий, кафе, в которых совершенно свободно -- подчеркиваю, свободно! -- можно говорить о чем угодно, от технологий и политики до основ мироздания. Как же могло случиться, что люди с языком людоедки Эллочки и интеллектом Герасима, который с Муму, стали элитой России? (На экране телевизора "высший свет" выглядел именно так.) И как могло случиться, что образ жизни и времяпрепровождение этой группы людей -- любому мало-мальски образованному человеку во всем мире, включая Российскую Федерацию, представляющиеся чудовищными -- рекламируются на весь мир?
Это очень опасная ситуация, далеко не безобидная для страны. Поначалу, наверное, на заре, так сказать, перестройки, «высший свет», показанный в фильме, был игрой в великосветское общество, вроде игры потешными полками Петра Великого в армию. Но постепенно так называемый московский бомонд стал считать себя таковым взаправду -- и стал!
...Случай из моего опыта недавнего пребывания в столице России. На одном из престижных банкетов выделялись две девушки, подчеркнуто непристойно целовавшиеся друг с другом, всеми возможными и невозможными способами подчеркивая пылкие отношения. Случайно я оказался с ними через несколько дней в неком более чем приличном доме, но там эти же девушки вели себя совершенно достойно, настолько, что их манеры не показались бы недостаточно светскими в салоне Анны Павловны Шерер. Улучив момент, я спросил: "Скажите, девчонки, зачем вы так вызывающе вели себя не далее как вчера там-то и там-то?" Ответ знаменателен: "Если мы будем вести себя как сегодня, то там, наверху, мы никому не будем интересны и никому не будем нужны. Вот и приходится"...
Нужны ли еще комментарии?
Так что же сегодня является высшим светом России? Кто лучшие люди ее? Кто элита? Если она подобна той, которая показана в фильме, это может вызвать только два чувства: ужас и омерзение. Тогда как естественными на протяжении по крайней мере полутора веков во всем мире чувствами, возникавшими при мысли о лучших людях России, были восхищение и восторг.
К счастью, ситуацию можно поправить. Ибо на Руси, как и пятьдесят, и сто пятьдесят лет назад, великое множество замечательных интеллектуалов, творцов, людей созидания во всех мыслимых и немыслимых областях, специалистов высочайшего класса. Традиция воспарять мыслью, идущая отчасти от православия, отчасти из традиционного многонационального "русского духа", всегда обращенного в небо, неистребима. Люди той же породы, кто со времен салонов, в которых блистал Пушкин, были высшим светом и лицом России, по-прежнему существуют и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в других городах. Но для того, чтобы они, а не эпатирующие существа, стали высшим светом Москвы, сегодня нужна ни много ни мало революция. Не экономическая, а духовная. Не передел собственности, а передел духа.
К истинному перевороту в элите должны быть приложены усилия, включая правительственные -- ведь уважение к людям науки и искусства, композиторам и скрипачам, инженерам и космонавтам, писателям и народным умельцам при большевиках не само по себе упало с неба. Между учеными и инженерами, с одной стороны, то есть теми, кто в цивилизованном обществе приносит львиную долю валового дохода страны, и теми, кто распоряжается деньгами и у кого они есть, сегодня в России стоит непреодолимый барьер, который необходимо смести. Общественное уважение и пиетет к людям, которые созидают, по сравнению с таковым к тем, кто великосветски балдеет, должно быть восстановлено. В противном случае России грозит превращение не только в страну третьего мира, но и во вселенский притон. Что дико, противоестественно и противоречит всему ее историческому пути.
Юрий МАГАРШАК, профессор, Нью-Йорк