|
|
N°49, 23 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В Россию через суд
Южная Осетия хочет вернуться в 1774 год
Южная Осетия нашла новый способ реализации своей давней мечты о вступлении в Россию. Президент непризнанной республики Эдуард Кокойты вчера во Владикавказе во время совместного заседания правительств Северной и Южной Осетии заявил, что собирается обратиться в российский Конституционный суд по вопросу признания Южной Осетии частью России на основании исторических документов.
Каким образом Конституционный суд России, уполномоченный определять соответствие тех или иных российских законодательных актов Конституции своей страны, может подтвердить "конституционность" договора от 1774 года о добровольном вхождении всей Осетии в состав уже давно не существующей Российской империи (именно на этот документ сослался г-н Кокойты), решительно непонятно. Свидетелем на слушания по этому вопросу, если бы они действительно состоялись, нужно было приглашать императрицу Екатерину II, собственно, и принимавшую осетин в состав России.
В последние годы власти Цхинвали неоднократно пытались поднять вопрос о присоединении к России -- в качестве отдельного субъекта или путем объединения с Северной Осетией -- в более подходящем для таких дискуссий органе власти, российской Государственной думе. Соответствующие обращения в Госдуму направлялись с конца 2003 года. Однако неизменно игнорировались парламентариями и ни разу не выносились на пленарные заседания. Не найдя должной поддержки в российской законодательной власти (естественно, Госдуме никто не даст права принимать в состав страны часть другого суверенного государства), южные осетины решили попробовать пробиться в Россию по судебной линии. «Мы намерены в ближайшее время подать заявление в Конституционный суд. Есть документ о вхождении единой Осетии в состав Российской империи в 1774 году. И нет документа по выходу южной части Осетии ни из состава Российской империи, ни из состава Российской Федерации. Почему мы сегодня должны ставить вопрос о вхождении в Российскую Федерацию, когда мы вообще оттуда не выходили?» -- заявил Эдуард Кокойты. Глава непризнанной республики напомнил, что сегодня почти 95% граждан Южной Осетии (примерно 80 тыс.) являются гражданами России. На территории Южной Осетии действуют российские законы, в обращении находится российский рубль. Правда, принимают там и грузинский лари.
Председатель парламента Южной Осетии Знаур Гассиев в интервью «Времени новостей» объяснил стремление республики в Россию скорее эмоциональными, а не рациональными причинами: «Еще кровоточат раны, нанесенные вооруженными конфликтами с Грузией в 1989--1992 и 2004 годах». По его словам, «неприязнь к Тбилиси в осетинском обществе сейчас на достаточно высоком уровне».
В беседе с корреспондентом «Времени новостей» председатель комитета по внешним связям парламента Грузии Константин Габашвили заметил, что глава Южной Осетии «может обращаться к кому угодно, куда угодно -- даже к своим друзьям по солнцевской группировке. Но становится все более очевидным, что Эдуард Кокойты теряет чувство реальности и понимания того, что происходит. Не по его прихоти будет решаться вопрос статуса Цхинвальского региона». Тбилиси гарантирует Южной Осетии максимальные права автономии в составе Грузии. Заявления цхинвальских руководителей в Тбилиси склонны рассматривать сквозь призму предстоящих в декабре президентских выборов в Южной Осетии, то есть как элементы пиар-кампании. Не исключено, что Грузия будет готовить к этим выборам «своего» кандидата.
В грузино-осетинских переговорах вопрос статуса Южной Осетии, автономной области в составе Грузинской ССР, которая провозгласила независимость в 1990 году, отложен на третий этап. Первые два -- это демилитаризация зоны конфликта и социально-экономическая реабилитация. Для выработки этой трехэтапной программы предстоит создать совместную рабочую группу. Этот вопрос будет обсуждаться во время встречи сопредседателей Смешанной контрольной комиссии по грузино-осетинскому урегулированию -- представителей Тбилиси, Цхинвали, Владикавказа и Москвы в столице Северной Осетии 27--28 марта при участии ОБСЕ.
Кроме того, как сообщил «Времени новостей» первый заместитель председателя правительства Южной Осетии Борис Чочиев, по инициативе ОБСЕ к переговорам во Владикавказе готовится меморандум о невозобновлении военных действий и гарантиях безопасности. Тбилиси заявляет, что не намерен решать проблему силовым методом. «Мы в этом не уверены, -- заявил Борис Чочиев. -- Должны быть гарантии того, что не повторятся боевые столкновения, имевшие место прежде». По его словам, документ о мире должны подписать высшие политические руководители всех четырех сторон, привлеченных к процессу урегулирования -- Грузии, Южной Осетии, Северной Осетии и России. При этом Борис Чочиев отметил, что «российские миротворцы здесь обязательны как гаранты мирного процесса». Напомним, что 15 февраля 2006 года парламент Грузии предложил правительству страны искать замену миротворцам России, действия которых Тбилиси пока считает малоэффективными.
По данным «Времени новостей», во время встречи во Владикавказе может встать вопрос совместного российско-грузинского контроля за Рокским тоннелем, который соединяет две Осетии. Тбилиси обеспокоен неконтролируемым потоком грузов (возможно, даже вооружений) в Южную Осетию через этот тоннель. И поэтому предлагает применить опыт Киева и Кишинева по Приднестровью. Напомним, что 3 марта Украина ввела новый порядок транзита приднестровских грузов через молдавско-украинскую границу, предусматривающий оформление приднестровских товаров в Молдавии. В непризнанной Приднестровской Молдавской республике этот шаг расценили как «экономическую блокаду». «Мы уверены, что Россия не пойдет на такой непродуманный шаг, на какой пошла в отношении Приднестровья Украина, дискредитировавшая себя как посредник в приднестровском урегулировании», -- заявил «Времени новостей» первый заместитель председателя правительства Южной Осетии.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси