|
|
N°178, 28 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Промстройбанк взяли на мушку
Крупнейшую финансовую структуру Петербурга оставили без защитника тайн
Один из руководителей Промстройбанка Санкт-Петербурга Николай Шатило, курировавший в банке вопросы экономической безопасности, был расстрелян вчера неизвестными у дверей своего дома. В самом ПСБ убийство вызвало шок: коллеги погибшего убеждены, что пули были направлены не столько в г-на Шатило, сколько в бизнес Промстройбанка.
«Убийство, несомненно, заказное и, несомненно, имеет экономическую подоплеку. Нельзя исключать, что его причиной стала одна из новых банковский программ, которая задела интересы какой-то преступной группировки», -- заявил на условиях анонимности корреспонденту газеты «Время новостей» один из руководителей банка, входящий в близкое окружение Владимира Когана -- владельца ПСБ. Этот источник отказался комментировать, о какой программе и о какой группировке идет речь, отметив лишь, что заказчики убийства, вероятно, целились не в региональный, а в городской бизнес ПСБ. Таким образом, в ПСБ дали понять, что пока не склонны связывать прозвучавшие вчера выстрелы с самым крупных их проектом -- по интеграции бизнеса с металлургическим гигантом «Северсталь».
Николай Шатило занимал должность директора дирекции по безопасности и защите банковской информации. В ПСБ он пришел в 1993 году из ГУВД Петербурга, где много лет проработал в угрозыске и имел богатый опыт оперативной деятельности. Став членом правления несколько лет назад, г-н Шатило, как пояснили корреспонденту в ПСБ, курировал в кредитной организации весь спектр вопросов безопасности -- от физической защиты до защиты банковской тайны и борьбы с экономическим шпионажем.
Работы у дирекции безопасности, как и у всего банка, намного прибавилось, начиная с 2000 года -- с того времени, как владелец ПСБ Владимир Коган начал вести переговоры с гендиректором и совладельцем «Северстали» Алексеем Мордашовым об интеграции бизнесов.
Официально о начале фактического поглощения Промстройбанком Меткомбанка, входящего в группу «Северстали», было объявлено в апреле 2001 года. Взамен группа Мордашова получила 10% акций ПСБ, а сам гендиректор меткомбината -- место в наблюдательном совете питерского банка. Сейчас Меткомбанк фактически утратил самостоятельность -- его отделения превращены в филиалы ПСБ. Как раз вчера ПСБ объявил о завершающей стадии в процедуре интеграции -- с 1 октября до конца года все череповецкие клиенты Меткомбанка перейдут на обслуживание в ПСБ.
В питерском банке не исключают, что конкурентам Мордашова, контролирующим меткомбинаты Урала и Сибири, мог прийтись не по душе альянс «Северстали» со старым товарищем президента Владимиром Коганом, который и до сих пор вхож к главе государства. Но в ПСБ не склонны прямо заявлять, что убийство имеет отношение к разборкам на металлургическом рынке страны. «Мы анализируем все версии, и эту в том числе», -- сказал источник в банке.
Киллер подстерег Николая Шатило в четверг в 8.40 утра в подъезде дома №55 по улице Марата в самом центре Петербурга. Преступник выпустил в жертву пять пуль из пистолета Макарова и спокойно ушел, забрав оружие с собой. Николай Шатило сумел поймать машину и добраться за 12 минут до клиники Первого медицинского института, где потерял сознание. Несмотря на все усилия врачей, раненый скончался через пять часов.
Представители следствия вчера не стали даже называть все возможные версии, поскольку пока только составляли их список. Как сообщили в прокуратуре, как всегда в таких случаях, будут изучаться все возможные предположения -- вплоть до личной мести. Правда, там отметили, что если убийство и связано с работой г-на Шатило, то и здесь все не так однозначно, и совсем не обязательно связано с деятельностью АО «Северсталь» и даже самим ПСБ. По предварительным данным, г-н Шатило помимо прочего входил, к примеру, еще в совет директоров и другого питерского банка -- Вита-банк. Кроме того, оперативники отметили, что последние годы и сам ПСБ имел неприятности с правоохранительными органами и г-н Шатило в силу своей должности неизбежно должен был заниматься этими вопросами. Так, ПСБ фигурировал в деле о злоупотреблениях в комитете по благоустройству и дорожному хозяйству. По версии прокуратуры, зампредседателя комитета Вячеслав Стругов якобы получил в банке кредит в 100 тыс. долларов, а в обмен открыл там счета ряда структур комитета. Впрочем, в любом случае сам Николай Шатило вряд ли подозревал о нависшей над ним опасности. Как отметила советник председателя правления ПСБ Ирина Малярова, если бы покушению предшествовали угрозы (были ли они, в банке пока не знают), г-н Шатило более внимательно отнесся бы к своей собственной безопасности.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург, Юрий ВЕРШОВ