|
|
N°48, 22 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Европейская энергетика обойдется без НАТО
Лидерам Евросоюза следует избегать «политики национализма и протекционизма» в вопросах энергетики, заявил председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу. В преддверии открывающегося завтра саммита ЕС он призвал Евросоюз выработать единую энергетическую политику: «Наличие 25 отдельных рынков абсурдно. Нам нужен европейский рынок газа и энергетики». Члены ЕС собираются обнародовать общую энергетическую политику к июльскому саммиту «восьмерки» в Санкт-Петербурге. О подходе немецких политиков к проблемам энергетического сотрудничества с Россией берлинскому корреспонденту «Времени новостей» рассказал член фракции ХДС/ХСС и председатель внешнеполитической комиссии бундестага Рупрехт ПОЛЕНЦ.
-- Канцлер Ангела Меркель предложила разработать общеевропейскую энергетическую концепцию, чтобы противодействовать «односторонней зависимости от отдельных производителей нефти и газа». Это реакция на недавние разногласия Москвы и Киева по поводу цены на газ?
-- Вследствие этого конфликта на Западе возникли вопросы о том, останется ли Россия надежным поставщиком энергии. Спор с Украиной нанес ущерб доверию. Однако основой для концепции европейской энергетической политики являются иные факторы. В ближайшие 10--20 лет и далее производство нефти и газа в ЕС будет снижаться, а потребление -- возрастать. Это противоречие можно было бы несколько смягчить, повышая эффективность использования энергии или вводя в обиход возобновляемые источники энергии. Поэтому необходимо рассматривать ЕС как совместную территорию энергоснабжения, чтобы Евросоюз мог выступать как единый потребитель, получая энергию из различных источников.
Сегодня Индия, Китай и США для покрытия своих растущих потребностей ищут контакты со странами, которые располагают энергоресурсами. Европейским государствам в одиночку трудно конкурировать на энергетических рынках с этими крупными потребителями. Мы хотим, чтобы в будущем энергетическая политика в большей степени строилась на общеевропейском уровне. Это не означает, что отдельные страны не могут заключать собственные договоры о закупках нефти и газа. Но я не могу себе представить ситуацию, когда в одних странах Евросоюза холодно и гаснет свет, а в других -- уютно, тепло и светло. Добиться совместной европейской энергетической политики будет нелегко, придется постараться удовлетворить интересы многих стран. Но если ставишь перед собой цель, находишь и пути для ее достижения.
-- На днях в Берлине польский президент Лех Качиньский предложил европейцам создать «энергетическое НАТО».
-- Нет, о создании «энергетического НАТО» речь не идет. Объем собственных энергоресурсов в Евросоюзе будет сокращаться, и поэтому нам необходимы стабильные отношения за его пределами. Помимо этого в понятии «НАТО» для многих еще сохраняется привкус чисто военного союза, каковым сегодня НАТО уже не является. НАТО -- это оборонительный союз, но мы не собираемся проводить оборонительную политику в области энергетики. Мы хотим вместе смотреть вперед и осуществлять европейскую политику, строя ее на честных принципах.
-- Что разумнее для Европы -- искать новых поставщиков энергоносителей на Ближнем Востоке и севере Африки либо расширять уже существующее сотрудничество с Россией?
-- Мы заинтересованы в том, чтобы добрые отношения в энергетической отрасли между Германией и Россией развивались и дальше. Но мы будем устанавливать связи и в других регионах, ведь потребность в энергии растет. Мы знаем, что Россия получает предложения о закупках нефти и газа из Китая и Индии. Может оказаться так, что какое-то месторождение в России будет расположено более выгодно к восточноазиатским соседям. В таком случае для нас было бы разумно позаботиться о новых источниках энергии в соседних регионах, а именно на Ближнем Востоке.
-- И как это скажется на интересах России?
-- В интересах России -- чтобы все мировые запасы энергии располагались в ее недрах, и она могла устанавливать свои цены. Однако это не так. Россия, оставаясь и в ближайшие десятилетия крупным поставщиком энергии, будет принимать решения, руководствуясь экономическими соображениями. Мы надеемся, что Россия и впредь будет считать Европу клиентом номер один, а Германию -- крупнейшим импортером российских энергоресурсов. В этом меня заверили глава «Газпрома» Алексей Миллер и его заместитель Александр Медведев.
-- Не противоречит ли российско-германский проект строительства Северо-Европейского газопровода стремлению Евросоюза к диверсификации источников энергии?
-- Ввиду отсутствия свободных мощностей на западном направлении сооружение новых газопроводов потребуется в любом случае. Тем более что и другие страны, к примеру Великобритания, проявляют интерес к закупкам российского газа. Вопрос лишь в том, какой маршрут газовой трассы является более выгодным экономически. Я не могу оценить, является строительство трубопровода по дну Балтийского моря самым дешевым проектом. Возможно, лучше было бы проложить его через Прибалтику, Калининградскую область и Польшу... Однако решение принято. Мне остается лишь надеяться, что здесь нет экономического просчета. Потому что повышенные затраты придется оплачивать и производителям, и потребителям.
-- Во время подписания договора о строительстве Северо-Европейского газопровода в сентябре 2005 года президент Владимир Путин заверил, что доставляемый по этому маршруту газ будет дешевле, что это оценят в каждом немецком доме. Ведь топливо будет поступать из России напрямую, без наценок транзитных посредников...
-- При всем моем уважении к президенту Путину хочу заметить -- сегодня вряд ли можно точно высчитать затраты на такое сооружение. Сейчас много говорят о том, что на дне Балтийского моря строители могут столкнуться с захороненными остатками военной техники или химических боевых веществ, либо еще чего-то, и это повлечет крупные неприятности.
-- Складывается впечатление, что Германия разрывается между российским природным газом и польскими опасениями или даже амбициями в связи с новым газопроводом...
-- Мы должны сделать все для того, чтобы у поляков не было подобных опасений. Предыдущее правительство Германии на это обращало слишком мало внимания. Поэтому и возникло такое впечатление, что Германия и Россия договорились о чем-то через голову Польши. Новое правительство старается более тесно вовлекать Польшу в наши дела. Если я правильно понимаю, то и с российской стороны сохраняется предложение о подключении Польши к проекту строительства Северо-Европейского газопровода.
-- Бывший канцлер Герхард Шредер на упреки в пренебрежении польскими интересами в решении о строительстве Северо-Европейского газопровода отвечал, что он действует в интересах Германии...
-- Канцлер Ангела Меркель тоже действует в интересах немецкого народа. Однако это не означает противоречия в отношении европейских интересов, интересов соседних с нами стран. Мы поступаем правильно, когда в определение собственных интересов вовлекаем интересы наших соседей.
-- В апреле в Томске запланировано проведение очередных российско-германских межправительственных консультаций. Как развиваются наши отношения в экономике, политике и иных сферах после смены кабинета?
-- Наши отношения хорошие, дружественные. Как в области энергетики, так и в других отраслях наше сотрудничество ориентировано на длительную перспективу. Однако нас при этом интересует, с какой Россией мы имеем дело. Некоторые явления вызывают у нас озабоченность -- например, ситуация в средствах массовой информации, положение неправительственных организаций. Существуют также и вопросы, связанные с неразрешенным конфликтом в Чечне. В отличие от прежней «красно-зеленой» коалиции мы в ходе наших поездок в Москву открыто беседуем об этом с общественными группами, не представленными в Думе или российском правительстве, которые разделяют наше беспокойство. Мы убеждены, что и в интересах России всерьез отнестись к подобным сомнениям и искать пути их разрешения.
Беседовал Юрий ШПАКОВ, Берлин