Время новостей
     N°178, 28 сентября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.09.2001
Начальник пейзажей
Открыточные виды Москвы переданы под надежную опеку
После небольшого летнего перерыва вновь началась напряженная работа московских властей по совершенствованию исторического облика города. Ее формы на этот раз оказались новаторскими. Мировому архитектурному сообществу остается только перенять передовой опыт. Градостроительный совет при мэре Москвы принял решение поставить на охрану не памятники истории, не архитектурные ансамбли, улицы или здания, а... виды на них. Пока памятников «нового типа» несколько: три вида на Кремль с Большого Каменного и Москворецкого мостов, а также с Софийской набережной, вид на Большой театр и от него, две панорамы Красной площади. Впрочем, это только начало. Всего же к постановке на охрану подготовлено более двухсот самых разных панорам.

Почему начали с Кремля, спросите вы. Неужели уже и там собираются что-нибудь построить или Церетели задумал новый памятник? Не тревожьтесь. По нашим данным, не планируется ничего возводить ни в Кремле, ни на Красной площади, ни на Театральной. В принятом год назад московском законе об охране памятников вокруг каждого исторического здания предусмотрена охранная зона, где строительство полностью запрещено, а вокруг нее -- еще зона регулирования застройки. Как раз для того, чтобы не разрушать архитектурный образ неуместным соседством. Вокруг Кремля же существует особая охранная зона, весьма обширная, с крайне жестким регламентом застройки. Если бы все эти установления исполнялись, не было бы никакой нужды заботиться о «хрестоматийных» панорамах. Другое дело, если бы речь шла, например, о видах, открывающихся из Кремля на Замоскворечье, которые сегодня ярко демонстрируют интуристам, что такое архитектурный хаос.

Однако у авторов идеи, похоже, своя логика. Она состоит в том, чтобы для начала утвердить в сознании московского начальства сам принцип: охранять не памятники, а виды. Никто ведь не будет спорить с тем, что панораму Кремля или Красной площади портить не должно. «Канонические» виды будут зафиксированы и переданы в управление Центру визуально-ландшафтного анализа Москомархитектуры. И если кто захочет в центре города что-нибудь построить, ему придется договариваться не только с управлением охраны памятников и прочими инстанциями, но еще и с новой, «пейзажной» службой.

Надо сказать, что руководство этой структуры не понаслышке знает о том, каким образом можно исправлять и дополнять канонические пейзажи. Начальник центра Алексей Куренной занял свою должность как раз после грандиозного «визуального» скандала, в центре которого была его собственная архитектурная деятельность.

Примерно три года назад искусствовед, член общественного консультативного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко, проезжая по Большому Каменному мосту, обнаружил нечто новое в облике Дома Пашкова. Над знаменитым особняком нависла мрачная двухэтажная мансарда. С более близкого расстояния картина открылась другая: между северным и центральным флигелями Дома Пашкова опять висела мансарда, но уже в форме перевернутого оцинкованного корыта. Подойдя совсем близко, перепуганный Алексей Клименко обнаружил, что корыто венчает все-таки не Дом Пашкова, а стоящее за ним здание в Староваганьковском переулке. А другая мансарда оказалась и вовсе на Знаменке. Классическая панорама Пашкова дома, открывающаяся с противоположного берега Москвы-реки, оказалась безвозвратно испорченной. Автором одной из «мансард» как раз и был Алексей Куренной.

Разобрать построенные «мансарды» тогда не удалось -- заказчики оказались слишком влиятельными. Зато Алексею Клименко удалось пробить свою давнишнюю идею -- создать нечто вроде центра эстетического мониторинга городской среды. Он показывал архитектурному начальству фотографии испорченных и неиспорченных пейзажей и горячо доказывал, что даже в самых старомосковских уголках можно строить тактично и стилистически точно. Руководство Москомархитектуры инициативу одобрило. Соответствующая структура была создана, а ее руководителем был назначен Алексей Куренной. Вероятно, для исправления собственных ошибок. С тех пор он стоит на страже московских пейзажей. Визитной карточкой архитектора стала его недавняя работа по реконструкции Петровского путевого дворца и парка. Г-н Куренной значительно усовершенствовал проект Матвея Казакова, приспособив дворец XVIII века под гостиницу класса люкс с подземными конференц-залом, автостоянкой и рестораном. Параллельно архитектор вел работу по выявлению пейзажей, которые еще могут быть испорчены. Все они в скором времени перейдут под его покровительство.

Александра ТОЛСТИХИНА