Время новостей
     N°48, 22 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.03.2006
Хвала энтузиастам
«Памятники русского театрального авангарда» в галерее «Элизиум»
Трудно поверить, но открывшаяся в одном зале камерной галереи «Элизиум», что в Центральном Доме художника на Крымском валу, выставка эскизов к постановкам авангардного театра первой трети прошлого столетия -- едва ли не лучшая из тех, что были на эту тему в России. Представлено около 120 эскизов костюмов и декораций к спектаклям работы художников и из «галереи славы» новейших течений XX века (Малевича, Татлина, Григорьева, Родченко, Степановой, Поповой, Гончаровой, Веснина, братьев Стенбергов) и тех, чьи имена почти стерлись в памяти истории.

Экспозиция (куратор Юрий Лоев) придумана и воплощена с тонким пониманием стиля эпохи. Поскольку пространства мало, а работ много, решено было подыграть атмосфере первых футуристических и конструктивистских выставок. Все четыре стены закрыты яркими эскизами снизу доверху -- такой получился покадровый просмотр гениального авангардного фильма, где контуры вещей раскручены на центрифуге, предметный мир разобран до ребер (метафора Абрама Эфроса), декорации сияют «протекающими» красочными плоскостями (метафора Юрия Лоева). Подобная «шпалерная» развеска была характерна для выставок начала века. В центре каждой стены инсталлирована модель афишной тумбы, уклеенной конструктивистскими объявлениями и плакатами. На одной стене в тумбу врезан монитор, по которому демонстрируется версия-реконструкция знаменитой оперы Крученых--Матюшина--Малевича «Победа над Солнцем» (1913). В середине зала стоят манекены, одетые в воссозданные дизайнером Дмитрием Димаковым татлинские одежды героев спектакля Велимира Хлебникова «Зангези» (1923).

Хотя хороводы авангардных артефактов закручивают твои эмоции в безудержном вихре, в построении экспозиции соблюдается строгая логика. Двигаясь по периметру комнаты, следует читать основные вехи истории авангардного театрального проекта: сперва -- игра группы «Союз молодежи» в фольклорный театр: оформленный Владимиром Татлиным спектакль «Царь Максемьян» по пьесе Алексея Ремизова. Затем лаборатория футуризма, «Победа над Солнцем». Далее -- кубофутуристическая, позже конструктивистская поэтика спектаклей Камерного театра Александра Таирова (художники Александра Экстер, Георгий Якулов, братья Стенберги, Александр Веснин). Другой вариант конструктивистской сцены -- театр Всеволода Мейерхольда, над спектаклями которого в начале 20-х работали Любовь Попова, Варвара Степанова, кроме того, в те же годы конструктивистское оформление получают петроградские спектакли с декорациями Татлина, Анненкова. Тогда же, в начале 20-х, на пике моды находятся уличные массовые зрелища на агитпроповские темы.

Отдельные главы в культуре 20-х годов (увы, почти не представленные на выставке) -- вхутемасовский проекционный театр, цветозвукопластические перформансы Михаила Матюшина, «Ревизор» Гоголя в оформлении мастеров аналитического искусства Павла Филонова. Отсутствие этих разделов компенсируется совершенно неизвестными, но оттого не менее впечатляющими и талантливыми эскизами полузабытых художников, продолжавших в 20-е -- начале 30-х традиции кубофутуризма и конструктивизма в оформлении спектаклей государственных театров по всей России. Огромный архив новой выставки собран благодаря участию Театрального музея А.А. Бахрушина, Музея Большого театра, Музея Маяковского, РГАЛИ, но в первую очередь благодаря частным коллекционерам. Так всем миром сделали первую программную выставку о русском театральном авангарде...

Что же это, спросите вы? Русский авангард в сознании мирового культурного сообщества конвертируется так же, как русская нефть -- в сознании сообщества экономического... Правда такова: располагающие богатыми фондами государственные музеи (Бахрушинский, петербургские ГРМ и театрального и музыкального искусства) легче делятся своими вещами при организации международных выставок, но объединиться и организовать масштабную, тщательно подготовленную, почти без лакун экспозицию, которая точно прославит их на весь мир, пока не способны. Возможно, финансов нет, возможно, инициативы не хватает. Так что блестящую эпоху русского театрального авангарда мы открываем в основном лишь благодаря энтузиазму частных собирателей. И на том спасибо!

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки