|
|
N°47, 21 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
КамАЗ едет медленно
Менеджмент автозавода не успеет до конца года разместить госпакет акций на фондовых биржах
Приватизация государственных 34% акций КамАЗа, вызывавшая бурные дискуссии в государственных структурах, похоже, в этом году не состоится. Вчера глава компании Сергей Когогин сообщил, что первичное размещение акций автозавода (именно таким путем и планировалось провести приватизацию) состоится не раньше середины 2007 года. «Готовимся к этой процедуре, -- цитирует г-на Когогина Интерфакс. -- Раньше начать не могли, так как было достаточно большое обременение. В октябре прошлого года закончили реструктуризацию долгов компании».
Руководство КамАЗа всегда было противником скорой приватизации автозавода. Его поддерживали власти Татарии, контролирующие 11,6% акций предприятия, также желающие вначале провести финансовое оздоровление компании (реализовать программу развития завода до 2010 года) и уже затем приватизацию по более выгодной цене. Но «Росимущество» все-таки включило КамАЗ в план приватизации на 2006 год. Считается, что на госпакет претендует прежде всего Внешторгбанк, который уже владеет 17% акций завода и в случае победы на аукционе получит контрольный пакет.
После принятия решения о приватизации предприятия началась крупная дискуссия между главой Минэкономразвития Германом Грефом и председателем ФСФР Олегом Вьюгиным. Первый предлагал разместить акции КамАЗа (как и акции «Роснефти») на Лондонской бирже, так как в результате государство сумеет выручить максимальный объем средств. Второй, как и положено чиновнику, отвечающему за развитие отечественного фондового рынка, призывал проводить размещение в России. Противостояние длилось несколько месяцев, в итоге ФСФР сумела провести решение об обязательном размещении бумаг в России в случае, если IPO ведется за рубежом.
Кроме того, тормозили приватизацию интересы ФГУП «Рособоронэкспорт». Это предприятие минувшей осенью получило контроль над «АвтоВАЗом» и собиралось построить национальный автомобилестроительный концерн на базе мощностей своего завода, ГАЗа, принадлежащего группе Олега Дерипаски, и КамАЗа. Руководство «Рособоронэкспорта» даже обратилось в «Росимущество» с просьбой передать ему госпакет КамАЗа в хозяйственное управление. Эту идею поддержало Федеральное агентство по промышленности, возглавляемое Борисом Алешиным, который, как считается, был одним из идеологов смены власти на «АвтоВАЗе». Однако на минувшей неделе гендиректор «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов сообщил, что передумал, как он выразился, «забирать КамАЗ». «Мы отказались от этой идеи и решили, что нам лучше заниматься нашими предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Смысла иметь пакет КамАЗа я не вижу», -- заявил он (см. вчерашний номер «Времени новостей»).
Пока, судя по всему, руководство предприятия может несколько расслабиться, не думать о стратегии реализации госпакета, а силы направить на развитие производства. Директор по стратегии КамАЗа Ильдар Урманов в недавнем выступлении говорил о заинтересованности завода в расширении бизнеса по производству спецнадстроек на «КамАЗы». Для развития этого бизнеса компания приобрела Нефтекамский автозавод и присматривалась к Туймазинскому заводу автобетоносмесителей. А вчера в Сингапуре г-н Когогин говорил о планах расширить бизнес за рубежом. В частности, был обозначен интерес к неким проектам в Малайзии и Индонезии.
Анна ЛАНДЕР