|
|
N°47, 21 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Кто в доме хозяин"
Рассказ о том, чем закончились президентские выборы в Белоруссии, следовало бы начать с торжественного заявления их победителя Александра Лукашенко, которое он, стоя, начал читать вчера в минском Дворце Республики.
Слова, сказанные им, были преисполнены искреннего пафоса. «Революция, о которой так много говорили, в Белоруссии провалилась, Иначе быть и не могло. Выборы прошли в соответствии с конституцией, честно и демократично. Белорусы провели их для себя и показали, кто в доме хозяин». Лукашенко сделал в этот момент паузу и оглядел зал. Очевидно, дабы убедиться, что присутствующие его поняли правильно. Бурные аплодисменты подтвердили его предположение. И глава государства присел на стул.
Что же касается самих выборов, то еще накануне 19 марта председатель ЦИК Белоруссии Лидия Ермошина, предупреждала, что это событие станет «праздником» для всех жителей страны. С этим трудно спорить. Корреспондент «Времени новостей» убедился в этом ближе к воскресному вечеру, когда он оказался среди 10-15 тысяч собравшихся на Октябрьской площади Минска, где собрались те, кто голосовал на выборах против действующего главы Белоруссии. Практически все они, несмотря на уверенность в том, что окажутся в меньшинстве в ходе выборов, выглядели почти счастливыми.
На мои недоуменные вопросы по этому поводу они отвечали разными словами, несущими примерно такой смысл: «Мы уже много лет не собирались вместе в таком количестве и мы устали молчать». Об этом митинге можно было бы и вовсе не писать, он был очень похож на московские митинги конца 80-х годов прошлого века на Манежной площади. Если бы не одно «но». Никто не ожидал, что люди вообще рискнут прийти сюда, в центр столицы. Слишком велик был страх, распространившийся по Минску уже с утра в этот день. Листовки в подъездах жилых домов и SMS-сообщения неизвестного происхождения предупреждали о неминуемом побоище, которое непременно будет спровоцировано оппозиционными «отморозками». Вскоре начался настоящий мороз, закрутилась снежная пурга. Потом Лукашенко скажет, что это бог наслал такую кару на его противников...
На митинге выступали вожди антилукашенковской фронды. Если сказать честно, они не сильно впечатлили. Один из кандидатов в президенты, Александр Козулин, появивился на импровизированой трибуне, обвязанный, наподобие фартука поверх одежды, каким-то изображением Божьей матери. Собственно, он подтвердил это, сообщив, что с нами «Матерь Божья»... Больше ничего не запомнилось из его речи. Единый кандидат от оппозции Александр Милинкевич назвал выборы фарсом и выразил надежду, что мировое сообщество не признает их итоги. Разумеется, он не ошибся, если иметь ввиду западное сообщество. Поддержали белорусских демократов их коллеги из Польши, Германии, Украины и России. Лидер СПС Никита Белых был лаконичен: «Сябры (друзья), это неправда, что Россия поддерживает Лукашенко, наша партия с вами!». Депутат немецкого бундестага заверила, что Белоруссия обязательно будет в семье свободных европейских народов, сделав смелое предположение, что в этот же вечер «рухнет диктатура Лукашенко».
Вчера г-н Милинкевич сообщил «Времени новостей», что он «в течение суток подаст жалобу в ЦИК и в суд на несправедливый характер выборов и потребует повторных выборов». Лидер оппозиции, впрочем, добавил, что не надеется на юридическую процедуру, - «диктаторы не идут на повторные выборы и решающую роль могут сыграть улица и доступ людей к информации».
А несколькими часами раньше ваш корреспондент неосторожно включил телевизор и узнал чудовищные подробности митинга, которому он был свидетелем. Оказывается, народ на площадь собирался «уныло», но там бесплатно «раздавали горячительное», что «сказалось на речах выступающих». А потом, оказывается, массы людей двинулись к площади Победы, где «осквернили» памятник, «прикуривая от Вечного огня» и бросая туда окурки. Не скрою, я тоже стоял неподалеку от пламени вечного огня и даже курил, но всего вышеперечисленного безобразия не видел. Но знающие люди напомнили мне про нескольких молодцов на площади, приодетых в шапочки и тренировочные штаны и демонстративно дефилировавших с банками пива в руках. Эти же молодцы потом оказались и возле памятника Победы. Видимо, они знали, что и в какой момент им там делать, поскольку на следующий день г-н Лукашенко пообещал одному западному журналисту, тоже засомневашемуся в адекватности телерепортажа, отдельно показать видекадры «надругательств оппозиционеров»... Действительно, я вспомнил одного такого молодца, разогревавшего толпу своей готовностью «сейчас пойти громить президентскую алминистрацию, этого диктаторского логова». С самым большим интересом отнеслись к «революционеру» окружившие его телеоператоры. Не исключено, что скоро его увидит на экранах вся Белоруссия...
Что касается Александра Лукашенко, то на вчерашней пресс-конференции он сообщил, что накануне на площади собрались не больше 5 тысяч человек, из них полторы тысячи - журналисты, дипломаты и зеваки. А большинство остальных - 14-15 летние юнцы, пришедшие туда за 20 тысяч белорусских рублей (10 долларов). Сам Лукашенко митинга не видел, но его «информировали». Потом он раскритиковал критиков так называемого досрочного голосования на выборах (больше 20 процентов избирателей), - «это удобно людям, а наша задача обегчить им выборы» и «не надо нас учить». Не стал гарантировать, что своих противников на выборах, Милинкевича и Козулина, не посадят после выборов, если обнаружится, что они нарушили закон. Тут президент разоткровенничался и вспомнил, как Козулин был с ним «всегда рядом, чуть ли ни кушал из одной тарелки», и стал «предателем», начав сплетничать про его личную жизнь. Потом президент много рассказывал про своих друзей во внешнем мире, усопшего Милошевича и еще живого Саддама Хусейна, о том, что «никогда не торговал своей дружбой с Россией», хотя ему предлагали за это 300 млн долларов.
Вчера вечером на Октябрьскую площадь снова вышли тысячи людей. Как сказал «Времени новостей» белорусский социолог Олег Манаев, «люди действительно начинают просыпаться, но реальными действия поддерживаемой ими оппозиции окажутся только тогда, когда она сможет документально доказать фальсификацию выборов и затем предложить конкретный дальнейший план действий». А Александар Милинкевич действительно попросил "горячительного": призвал, чтобы на площадь приносили горячий чай. Вот-вот здесь появятся первые палатки...
Аркадий ДУБНОВ, Минск