Время новостей
     N°46, 20 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.03.2006
На пределе
Без резкого роста финансирования автотранспортная сеть будет парализована
Состояние российских автодорог и их будущее -- тема, вызывающая все больший интерес. Об этом легко судить по количеству людей, которые вынуждены были тесниться в проходах зала заседаний во время проходившей на минувшей неделе всероссийской научно-практической конференции «Федеральное дорожное агентство: итоги 2005 года, задачи и перспективы 2006--2008 годы».

На долю федеральных автодорог приходится всего пять процентов от общей протяженности дорог России. Но именно на эти трассы ложится основная транспортная нагрузка -- около половины всех грузовых автоперевозок. По словам заместителя начальника департамента ОБДД России Павла Бугаева, «существующие федеральные дороги по-прежнему работают на пределе возможностей», скорость доставки грузов падает, аварийность остается высокой. «В связи с ростом экономики возрос и объем грузоперевозок, возросла нагрузка на дороги, -- поясняет аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын. -- Государственная дума и Совет Федерации должны кардинально увеличить финансирование дорожного строительства».

Нельзя сказать, что федеральные власти не понимают остроту проблемы. В своем докладе руководитель Федерального дорожного агентства Олег Белозеров привел оптимистичные цифры: с учетом поправок к бюджету 2005 года финансирование дорожной отрасли составило 120,35 млрд руб., то есть на 16% выше уровня 2004 года.

Но на деле этих сумм недостаточно даже для поддержания действующей сети автодорог. В странах Западной Европы доля расходов на дорожное хозяйство в ВВП составляет 3--4%, в России с ее огромной территорией -- всего 1--1,5%.

Между тем все более очевидно, что недостаточные темпы развития транспортной инфраструктуры будут не только сказываться на развитии российской экономики в целом, но и создавать серьезные трудности в реализации важнейших проектов, включая приоритетные национальные проекты в области здравоохранения, образования, сельского хозяйства, жилищного строительства. Не менее очевидным становится и дисбаланс между масштабами финансирования дорожной отрасли и бурно растущим автомобильным парком страны, который ежегодно увеличивается темпами, намного опережающими все прежние прогнозы.

По мнению выступавших специалистов, среди которых были не только дорожники, но и представители Минтранса России, Государственной думы, Совета Федерации, финансирование отрасли должно быть по меньшей мере удвоено, иначе уже через пять--семь лет транспортная сеть окажется в парализованном состоянии.

Сергей СМИРНОВ