Время новостей
     N°46, 20 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.03.2006
Инакомыслящий страж
В Тегеране освобожден известный диссидент
Власти Ирана освободили из тюрьмы самого известного журналиста-диссидента Акбара Ганджи. Он появился в своем тегеранском доме в пятницу совершенно неузнаваемым для жены и дочерей -- заросший длинной клочковатой бородой и невероятно худой. 46-летний Ганджи (на снимке) весил всего 49 кг, и, когда на следующий день он открыл дверь первому из десятков своих друзей, тот первым делом спросил Ганджи: «А где же Акбар?»

В 2000 году причиной ареста журналиста, в молодости служившего в Корпусе стражей исламской революции, стала публикация им с 1998 года серии статей. В них спецслужбы, в том числе министр разведки Али Фаллахиан, обвинялись в убийстве пяти известных диссидентов, требовавших светских реформ в Иране. От себя автор призывал к прекращению абсолютной власти клерикалов, в том числе духовного лидера Ирана аятоллы Али Хосейна Хаменеи. Тогда же министерство разведки объявило, что убийство инакомыслящих -- «дело рук вражеских агентов, проникших в органы госбезопасности».

В 2001 году состоялся судебный процесс, на котором Ганджи жаловался на побои. Ему дали шесть лет. Вскоре закрыли все газеты, для которых писал Ганджи, и еще свыше сотни реформистских изданий. Большую часть срока он провел в «одиночке», где в 2002 году составил «Республиканский манифест» для демократического Ирана. В прошлом году он 40 дней голодал, после чего генсек ООН Кофи Аннан и президент США Джордж Буш потребовали безусловного освобождения диссидента.

Дома Ганджи сообщил друзьям, что его «взгляды, несмотря на тюрьму и давление, ничуть не изменились». А когда его супруга Масумэ Шафиеи попросила мужа «сохранить себя для семьи» и «не быть таким откровенным», тот прервал ее словами: «Нет, сейчас я настроен более решительно, чем когда бы то ни было».

В сообщении судебных властей говорится, что осужденный (официально его тюремный срок завершается 30 марта) был выпущен на свободу чуть раньше в связи с начинающимся завтра Новрузом, персидским Новым годом, празднование которого продлится до 3 апреля. Тем не менее г-жа Шафиеи сказала прессе, что запретит мужу давать интервью, так как это может стать поводом для нового ареста. Многие сторонники реформ не верили, что Ганджи выйдет из тюрьмы. Были подозрения, что против него изобретут новые обвинения, чтобы сгноить за решеткой. Главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Салих Алиев в интервью «Времени новостей» не исключил, что такой сценарий был вероятен. Ясно, что освобождение Ганджи «не могло произойти в Иране без санкции правящих религиозных кругов, а там встречаются люди очень разные», полагает наш собеседник. По его мнению, кто-то «наверху» счел, что диссиденту лучше выйти на свободу.

Александр САМОХОТКИН