|
|
N°46, 20 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Политическое кунг-фу
Владимир Путин везет в Китай тысячу россиян
Сегодня президент России Владимир Путин отправляется с двухдневным визитом в Китай. Официальный повод -- открытие Года России в Поднебесной, договоренность о проведении которого по предложению КНР была достигнута еще в 2004 году. Китайцы придали событию невероятный масштаб, запрограммировав 260 мероприятий. Но поражает и количество российских гостей -- более тысячи человек.
На фоне масштабного сотрудничества России и Китая в военной области гражданский сектор и культурные связи явно отстают. Устранить наметившийся разрыв и призван Год России в Поднебесной. Председателем оргкомитета мероприятия назначен первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Завтра в Пекине будет открыт российский информационный центр, пройдет официальная церемония встречи гостей, переговоры в узком и широком составе. На вечер намечена торжественная церемония открытия Года России в Китае и прием от имени председателя КНР Ху Цзиньтао.
Во вторник состоятся переговоры Владимира Путина с Ху Цзиньтао. Как предполагается, основное внимание будет уделено политическому взаимодействию и торгово-экономическим связям. Россияне видят, что роль и влияние Китая на мировые процессы (в первую очередь, экономические) неизменно растут. Китай в значительной степени определяет ситуацию на рынках энергоносителей, металлов, химических удобрений. И Россия пытается формировать стратегию совместного взаимодействия на мировых сырьевых рынках, чтобы избежать, по возможности, конкуренции с китайцами. Сегодня Россия и Китай толкаются локтями в нефте- и газодобывающей отрасли Венесуэлы, Колумбии, Казахстана. Пока Россия выигрывает за счет технологий. Что будет завтра, сказать сложно.
И на политической арене Китай от выжидательной позиции переходит к конкретному позиционированию по многим вопросам, становясь полноценным игроком. И во время переговоров, естественно, пойдет речь о том, как и чем наполнить наше стратегическое взаимодействие. Во-первых, добиться роста товарооборота и существенно облагородить его структуру. Сегодня доминирует топливно-сырьевая группа. Доля машиностроительной продукции -- всего 4% (без учета военно-технического сектора). Задача Москвы -- к 2010 году выйти на уровень товарооборота в 60--80 млрд долларов.
В прошлом году Владимир Путин встречался с Ху Цзиньтао четыре раза. В Кремле считают, что сегодня российско-китайские отношения находятся на самой высокой точке за всю их историю. Пожалуй, впервые между странами нет крупных политических проблем. Даже чувствительная демаркация границ будет завершена в 2007 году. На этот же период запланирован Год Китая в РФ. О дальнейших шагах речь пойдет в совместной декларации РФ и КНР, которую с российской стороны подпишет Владимир Путин.
Лидеры двух стран будут говорить и о координации деятельности на международной арене. В частности, в рамках Шанхайской организации сотрудничества, которой в этом году исполняется десять лет. Владимир Путин и Ху Цзиньтао обсудят положение в Афганистане, возможно -- в Ираке, иранскую ядерную программу (она обещает стать проблемой номер один), северокорейскую ядерную проблему, положение в Центральной Азии.
В среду же откроется российско-китайский деловой форум. Россия на нем представлена ударной группой бизнесменов. «Проще перечислить, кто туда не едет», -- сказал «Времени новостей» источник в кремлевской администрации. Владимир Путин выступит на форуме, а затем встретится с премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао, председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Банго. Во второй половине дня российский президент вылетит в Чжэнчжоу, откуда на машине доберется до Шаолиньского монастыря. Там Владимир Путин побеседует с губернатором провинции Хэнань Ли Чэнъюем и настоятелем монастыря Ши Юнсином. Российскому президенту продемонстрируют тренировку и показательные выступления мастеров кунг-фу. Отважится ли Владимир Путин принимать участие в состязаниях, неизвестно.
В ходе визита планируется подписать около трех десятков различных межгосударственных, межведомственных и межправительственных договоров, соглашений, крупных контрактов и договоров между хозяйствующими субъектами -- по линии службы финмониторинга, МЧС, Минпромэнерго, Федеральной миграционной службы, МИД, Минэкономразвития. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям подпишет совместную с Китаем программу сотрудничества на 2006--2007 годы. Планируется завизировать и соглашение по управлению особыми экономическими зонами.
Сразу по несколько соглашений намерены подписать «Газпром», «Роснефть», «Транснефть», РАО "ЕЭС России", ОАО «Российские железные дороги», ФГУП «Космическая связь», «Ростелеком», правительство Санкт-Петербурга, Дальневосточное морское пароходство. Если говорить о деталях, то «Транснефть», например, подпишет с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (КННК) протокол по изучению вопроса о проектировании и строительстве нефтепровода на участке Сковородино (Амурская область) -- граница КНР в рамках проекта трубопроводной системы Восточная Сибирь -- Тихий океан. «Роснефть» нацелена на подписание с той же КННК соглашения о сотрудничестве в области сбыта нефтепродуктов и переработке нефти на территории КНР, а с банком развития Китая -- о стратегическом сотрудничестве. В сотрудничестве с нефтегазовой корпорацией заинтересован и «Газпром», его руководство намерено подписать меморандум о поставках российского природного газа, а с китайской промышленной группой «Ситик» -- рамочное соглашение о развитии сотрудничества. РАО "ЕЭС России" нацелено на рамочный договор с государственной электросетевой корпорацией Китая о поставках в эту страну электроэнергии. Внешэкономбанк и правительство Чеченской Республики подпишут соглашение об инвестиционном сотрудничестве с Госбанком развития Китая.
Между правительствами двух стран ожидается подписание протокола о создании совместной рабочей группы по вопросам миграции. Хотя позиция российской стороны известна уже сегодня: проблема китайской экспансии надумана. Руководство КНР ее действительно не поощряет, а с теми, кого россияне выдворяют со своей территории, разговаривают сурово. По мнению источника в кремлевской администрации, китайцы оседают на Дальнем Востоке лишь по причине коррумпированности низовых звеньев миграционной службы и службы регистрации. Трудовые ресурсы за счет китайских граждан пополнять можно, но на договорной основе и по квотам. Планирующийся к подписанию документ обяжет делать это местные власти, которые пока перекладывают ответственность на Федеральную миграционную службу.
Собираются развить активность и российские транспортники. РАО «РЖД» намерено подписать соглашение с министерством железных дорог КНР о взаимном использовании крупнотоннажных контейнеров при перевозках экспортно-импортных грузов и об электронном обмене данными. Ожидается образование подкомиссии по сотрудничеству в области гражданской авиации и гражданского авиастроения. Россияне пытаются продвинуть в Китай транспортные самолеты и тем самым загрузить дышащие на ладан собственные авиастроительные предприятия. В частности, склонить китайцев к поддержке проекта создания среднемагистрального самолета RRJ, которым занимается фирма «Сухой».
Николай ПОРОСКОВ