|
|
N°46, 20 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Транскорейский поезд застрял на запасном пути
Продлить Транссиб до Пусана пока не получается
Главы железнодорожных ведомств России и двух корейских государств, собравшиеся в конце прошлой недели во Владивостоке, не нашли взаимопонимания по поводу открытия Транскорейской магистрали и соединения ее с Транссибом. На двустороннем уровне Россия и КНДР договорились о реконструкции участка железной дороги от границы между этими странами до северокорейского порта Раджин. Правда, вопрос о финансировании этого проекта оставлен для дальнейших переговоров.
Международная конференция «Транссибирская магистраль в XXI веке» собрала во Владивостоке президента «Российских железных дорог» (РЖД) Владимира Якунина, министра железных дорог КНДР Ким Ен Сама и президента Корпорации корейских железных дорог (Южная Корея) Ли Чула. Российский интерес в данном случае заключался в том, чтобы приблизиться к возобновлению движения по магистрали, пересекающей Корейский полуостров с юга на север. Магистраль парализована с момента начала корейской войны в 1950 году. Если бы она вновь заработала, это дало бы возможность «продлить» российский Транссиб, который заканчивается во Владивостоке, до южнокорейского порта Пусан. РЖД рассчитывает, что в таком случае Транссиб стал бы более привлекательной альтернативой для грузов (в первую очередь контейнеров), направляющихся сейчас из Азии в Европу морским путем.
К сожалению, выяснилось, что корейские участники встречи российский интерес понимают, но не полностью разделяют. Вернее, их глубокое недоверие друг к другу перевешивает все прочие интересы. Министр железных дорог КНДР Ким Ен Сам в заявлении, распространенном по итогам конференции, отметил: «Сегодня положение на Корейском полуострове остается напряженным. Военно-политическое положение вокруг Корейского полуострова является важным фактором, сдерживающим соединение железных дорог».
Результаты встречи товарищ Ким описал следующими словами: «В переговорах обсуждались вопросы финансирования и маршрута реконструкции, модернизации восточноморской железной дороги КНДР. Каждая из сторон определила свои позиции, были достигнуты договоренности по некоторым вопросам. Конкретные проблемы решили обсудить на рабочем уровне».
Проблемой оказалось даже подписание трехсторонней декларации участников конференции. Ее проект, предложенный российской стороной, в весьма дипломатичных выражениях констатировал, что участники считают актуальной реализацию потенциала Транссиба, «включая реализацию проекта соединения Транскорейской железной дороги с Транссибирской магистралью». Тем не менее намеченное на первый день подписание декларации не состоялось. Сутки спустя в вагоне поезда Владивосток--Находка гг. Якунин, Ли и товарищ Ким скрепили своими подписями другой вариант документа -- с еще более обтекаемыми формулировками.
В порту Восточный, куда высокопоставленные железнодорожники прибыли на церемонию отправки двух образцово-показательных контейнерных поездов, сформированных компаниями «Трансконтейнер» и «Русская тройка», г-н Якунин объявил о достижении двустороннего соглашения с Северной Кореей. Министерство железных дорог КНДР и РЖД подписали протокол о российском участии в реконструкции участка дороги от пограничной станции Хасан до северокорейского порта Раджин (по-русски его название иногда пишут и как Наджин). Этот документ стал наиболее осязаемым официальным плодом конференции, хотя его реальное значение преувеличивать все же не стоит. Во-первых, физически участок Хасан--Раджин невелик -- 55 км. Во-вторых, как стало известно «Времени новостей» из неофициальных источников, о финансировании реконструкции стороны еще не договорились. В декабре прошлого года министр транспорта России Игорь Левитин предлагал проделать эту работу «на условиях совместного долевого участия» двух стран. Но власти КНДР, стесненные в средствах, предпочитают, чтобы Россия сама оплатила весь проект. В-третьих, перспективность порта Раджин, а значит, и дороги к нему неочевидна. В 1991 году порт и окружающая его территория на границе с Россией и Китаем были объявлены первой в КНДР свободной экономической зоной. Однако за прошедшие 15 лет привлечь серьезные иностранные инвестиции в эту зону так и не удалось. Предыдущий президент РЖД Геннадий Фадеев говорил о планах доставлять по железной дороге в Раджин нефть из России для переработки в Северной Корее. С точки зрения обслуживания потребностей северо-восточных провинций Китая Раджин составляет потенциальную конкуренцию российским портам Дальнего Востока.
Михаил КУКУШКИН, Владивосток--Москва