|
|
N°46, 20 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Титановая хватка
«Рособоронэкспорт» признался в намерении приобрести «ВСМПО-Ависма»
Крупнейший в мире производитель титановой продукции «ВСМПО-Ависма», похоже, уже скоро пополнит список фактически национализированных российских предприятий. В минувшую пятницу глава «Рособоронэкспорта» (установившего контроль над «АвтоВАЗом») Сергей Чемезов заявил в Санкт-Петербурге, что намерен получить «как можно больший» пакет акций в корпорации. В свою очередь, совладельцы «ВСМПО-Ависма» Вячеслав Брешт и Владислав Тетюхин, которые вместе контролируют более 60% акций компании, подтвердили Reuters, что готовы продать свои доли государственной компании. «Переговоры только начались, -- заявил агентству председатель совета директоров компании г-н Брешт, -- сейчас идут первые притирки. Если государству это нужно, то я готов ему продать. Какими причинами я руководствуюсь, я не хочу комментировать. Я считаю, что сделка состоится до 1 мая. Г-н Тетюхин еще не принял решение, но я думаю, что он примет такое же решение». Впрочем, гендиректор «ВСМПО-Ависма» Владислав Тетюхин недавно заявлял в одном из интервью, что госструктуры «по своей компетенции далеки от специфики титанового бизнеса и его технологических, коммерческих, производственных и других особенностей, которые делают титан предельно критичным в применении и доверии к нему потребителей».
Г-н Чемезов отказался говорить о том, сколько денег «Рособоронэкспорт» готов потратить на «ВСМПО-Ависма». Не прояснил он и сроки, в которые госкомпания намерена завершить обсуждение деталей с владельцами титановой корпорации. Он лишь пояснил, что о дополнительной эмиссии акций «ВСМПО-Ависма» речи не идет -- «Рособоронэкспорт» выкупит акции у нынешних мажоритарных владельцев. При этом, по его словам, стороны еще не договорились о том, каким пакетом будет владеть «Рособоронэкспорт» в титановой компании: «Максимально большой пакет. По крайней мере если не контрольный пакет, то блокирующий пакет хотелось бы приобрести. Насколько возможностей у нас хватит, не знаю», -- заявил г-н Чемезов. Впрочем, учитывая, что в данном случае речь идет о желании госкомпании установить контроль над стратегическим поставщиком для авиационной промышленности («ВСМПО-Ависма» занимает около 30% мирового производства титана, а основными ее заказчиками являются Boeing и Airbus), объем пакета вряд ли будет в итоге неконтрольным.
Исходя из текущей стоимости акций «ВСМПО-Ависма» на рынке (209,1 долл. за акцию в минувшую пятницу в РТС) аналитики оценивают долю гг. Брешта и Тетюхина почти в 1,5 млрд долл. Вопрос лишь в том, согласится ли государство заключать сделку по выкупу долей мажоритарных акционеров по рыночной цене.
Кроме того, акции «ВСМПО-Ависма» вовлечены в судебные тяжбы между бывшими владельцами 13% корпорации -- структурами «Реновы» Виктора Вексельберга -- и нынешними мажоритариями. «Ренова» пытается аннулировать сделку по продаже своего пакета в корпорации за 148 млн долл. Изначально, предлагая такую цену, структуры г-на Вексельберга, как считается, рассчитывали получить отказ (так как сомневались, что акционеры титановой корпорации найдут такую сумму), и в результате, по соглашению между акционерами «ВСМПО-Ависма», потребовать от остальных акционеров продажи акций по такой же цене. Если бы этот план удался, то «Ренова» стала бы контрольным акционером «ВСМПО-Ависма». Но гг. Брешт и Тетюхин нашли 148 млн долл. и выкупили акции у «Реновы», а затем перепродали их нескольким портфельным инвесторам и инвестфондам. Понятно, что г-н Вексельберг в итоге сильно продешевил и попытался аннулировать сделку. Будет ли он продолжать судебные тяжбы (которые, кстати, многим экспертам казались абсолютно бесперспективными) после того, как «Рособоронэкспорт» стал претендовать на «ВСМПО-Ависма», неизвестно.
Нынешние основные акционеры титановой корпорации весьма успешно развивали бизнес и интегрировались в мировой рынок. Они сумели получить максимально выгодные контракты от мировых авиастроителей, в том числе по готовой продукции, и наладить на предприятиях необходимые для этого стадии передела. После выкупа акций у «Реновы» компания рассчитывала разместить свои акции на зарубежных биржах уже в этом году и на привлеченные средства расширить производство титановой губки. Но агрессивная стратегия «Реновы» помешала этим планам.
«ВСМПО-Ависма» собиралась выйти и на рынок оборонных заказов США, что, кстати, могло заинтересовать российское государство. Однако если у частной титановой корпорации был шанс получить оборонные заказы американского военного авиапрома, то у подконтрольной государству -- вряд ли. Впрочем, видимо, это далеко не первостепенный вопрос для «Рособоронэкспорта» -- он намерен использовать «ВСМПО-Ависма» для развития российского авиапрома, в том числе военного. Были даже предположения, что в итоге производителя титана планируется включить в создаваемую государством Объединенную авиационную корпорацию.
===========================================================
Сергей Чемезов в минувшую пятницу прибыл в Санкт-Петербург для того, чтобы подписать соглашение о сотрудничестве с губернатором Валентиной Матвиенко и заверить ее в том, что питерские оборонные заводы будут максимально загружены заказами от «Рособоронэкспорта». Правда, тут же он разочаровал градоначальницу, впервые официально подтвердив, что контракт на 1,5 млрд долл. на строительство трех фрегатов для Индии отдан не питерской «Северной верфи», а калининградскому заводу «Янтарь». А когда г-жа Матвиенко весьма недовольно поинтересовалась причинами такого решения, он объяснил, что «Северная верфь» загружена, а «Янтарь» простаивает.
Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург, Анна ЛАНДЕР