|
|
N°178, 28 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Близкая и далекая ВТО
Скоро сказка сказывается, да не скоро кодекс пишется
Сегодня в Россию приезжает торговый представитель США Роберт Зеллик. Главной целью его переговоров с министром экономического развития и торговли Германом Грефом будут вопросы предстоящего вступления России в ВТО. США является основным и одновременно самым «тяжелым» российским партнером, и поэтому от визита в Россию г-на Зеллика Москва ждет многого. Между тем некоторые российские эксперты надеются, что значительно потеплевшие за последние недели отношения с Вашингтоном косвенно отразятся на переговорном процессе. «Речь, разумеется, идет не об уступках по конкретным переговорным позициям, а о восприятии страны в целом, что явно не испортит нашу переговорную позицию», -- заявил корреспонденту газеты «Время новостей» один из экспертов в области ВТО.
Впрочем, наладившиеся отношения с американцами ничуть не помогают преодолеть препятствия к вступлению в ВТО, существующие внутри самой России. Одно из них -- существенно затянувшееся приведение отечественного законодательства в соответствие с нормами ВТО. В частности, вчера Госдума перенесла рассмотрение одного из входящего в «пакет ВТО» закона -- «О госрегулировании внешнеторговой деятельности», отправив его на доработку в правительство.
Еще хуже обстоит дело и с принятием основного закона, ожидаемого российскими партнерами по переговорам, -- Таможенного кодекса. В начале этой недели г-н Греф пообещал, что новая редакция Таможенного кодекса России будет принята в первом полугодии 2002 года. Оптимизму министра можно только позавидовать.
Первые попытки существенно изменить ныне действующий кодекс были предприняты еще в 1994 году. Со временем количество поправок, необходимых для внесения в действующий закон, возросло настолько, что документ стал называться новой редакцией кодекса, а его рассмотрение депутатами постоянно откладывалось.
В ноябре 1999 г. Таможенный кодекс был принят Думой в первом чтении, и судьба законопроекта казалась решенной. Однако приближающиеся парламентские и президентские выборы автоматически отложили его рассмотрение.
Осенью 2000 г. работа над кодексом возобновилась -- новые руководители ГТК и МЭРТ с недюжинной активностью принялись за доработку существующего проекта и уже в мае 2001 г. наперебой рапортовали о скором завершении работы и внесении в Госдуму правительственных поправок ко второму чтению.
На этом стремительный марш Таможенного кодекса оборвался. Поправки на Охотный ряд так и не попали. Дважды второе чтение переносилось на более поздний срок, сначала по просьбе президента, а потом премьер-министра. Официальные лица ответственных ведомств -- ГТК и МЭРТ -- о кодексе без особой нужды перестали даже упоминать. А когда смолчать не удавалось, говорили неохотно и лаконично, довольствуясь обещаниями типа «скоро закончим работу и вынесем в правительство». Между тем причина затянувшейся работы над документом банальна -- Таможенный комитет и МЭРТ никак не могут договориться между собой о том, каким должен быть этот кодекс. А точнее -- от скольких своих нынешних полномочий ГТК готов отказаться ради либерализации закона.
В ходе торга таможенники уже согласились пожертвовать многим, в частности, сокращением количества таможенных сборов в 12 раз, нефиксированной суммой сборов за таможенное оформление грузов. Камнем преткновения стало посягательство МЭРТ на право таможни вести оперативно-розыскную деятельность, а также на функции ГТК по валютному контролю.
На какой стадии переговоры находятся сейчас, понять невозможно.
В плане работы Госдумы в осеннюю сессию обсуждение поправок к новой редакции ТК заявлено на сентябрь--октябрь. В отличие от других документов, готовящихся к ближайшему рассмотрению, не указан ни срок рассмотрения кодекса правительством, ни внесения его в Думу. Но даже если правительство сможет внести документ в Думу до конца этого года, шансы быть принятым в I квартале 2002 г. у ТК невелики.
Глава Таможенного подкомитета думского бюджетного комитета, экс-глава ГТК Валерий Драганов сказал вчера корреспонденту газеты «Время новостей», что правительственная версия кодекса «в том варианте, который я видел», неприемлема.
Основных претензий к документу у г-на Драганова пять. Кодекс, по мнению депутата, не облегчает торговлю, поскольку не упрощает процедуры оформления перемещаемых через границу товаров. Кроме того, прописанные в документе права собственника (физических и юридических лиц) не одинаковы с правами государства. Еще одна претензия связана с тем, что поправки к новому кодексу сохраняют ныне действующее правило внесения предварительных платежей за перемещаемые грузы, а также возможности требовать гарантийные платежи, превышающие сумму необходимых отчислений в бюджет. Кроме того, правительственный вариант кодекса, по словам Валерия Драганова, не может быть признан как закон прямого действия, что дает возможность ведомствам его трактовать по своему усмотрению. И, наконец, в поправках к кодексу г-н Драганов насчитал 20--30 противоречий с Гражданским кодексом.
Учесть эти требования, по мнению депутата, сейчас гораздо важнее, чем отстаивать права, которые должны остаться у таможни. Исходя из этого, г-н Драганов предположил, что ТК «по большому счету должен быть возвращен к первому чтению, поскольку необходимо менять его концепцию», хотя, как признает депутат, процедурно сделать это будет очень сложно.
По словам г-на Драганова, его претензии к кодексу полностью поддержаны фракцией «Отечество -- Вся Россия», кроме того, именно он возглавляет рабочую группу по таможенной реформе, созданную координационным советом четырех центристских фракций. Поэтому правительству будет крайне нелегко продвигать свой пакет поправок в Госдуме. И судя по тому, что сам документ еще не готов, говорить о возможных сроках его окончательного принятия (которое предусматривает, помимо рассмотрения Госдумой, еще и чтение в Совете Федерации, а также одобрение президентом) пока не приходится. Естественно, это отразится и на сроках вступления России в ВТО.
Ольга АНТОНОВА