|
|
N°46, 20 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Человек, похожий на президента
Александр Лукашенко выиграл выборы задолго до их окончания
"Мировые информагентства сообщают, что в Белоруссии все спокойно". Это вторая новость, которую передавали вчера весь день белорусские телеканалы. Первым же блоком сообщений шел видеоряд о том, как проходят президентские выборы. Тут тоже все было замечательно. Уже через два часа после начала голосования председатель ЦИК Лидия Ермошина в прямом эфире доложила, что с учетом предварительного голосования (оно началось еще 14 марта, причем по беспрецедентно либеральным в этой части белорусским законам не требуется предъявлять документы для объяснение причин досрочного голосования) свой гражданский долг исполнили почти 40% избирателей. А в некоторых областях страны выборы так уже и вообще состоялись, там на участках побывали больше половины избирателей. Такая активность не могла не радовать, но в ЦИК дали ясно понять, что граждане «не должны расслабляться».
Следующий выход г-жи Ермошиной в прямой эфир состоялся после 16 часов. Она сообщила, что поступающие данные говорят о том, что эти выборы «нетипичны» для Белоруссии: оказывается, если кто и звонит в ЦИК с жалобой, так только те, кто, придя на участок в 8 часов утра, вынужден был стоять в очереди. Еще председатель ЦИК заверила, что на участках дождутся тех избирателей, которые задерживаются. Кто-то приехал в город и не спешит, потому что «остановился у женщины». «Это анекдотично, но это жизнь...», - с пониманием заметила Лидия Ермошина.
Призыв «не расслабляться» несколько противоречил результатам экзит-полов, проводившихся официальными социологическим службами. В 11 утра, согласно им, за действующего главу государства проголосовало 83% избирателей. За лидера либерал-демократов Александра Гайдукевича 2,6%, за бывшего ректора БГУ и министра образования Александра Козулина - 2,1%, а за единого кандидата от оппозиции Александра Милинкевича - 2,5% (остальные голосовали «против всех»). Таким образом, избирателям с развитым инстинктом самосохранения, на которых «правильно» подействовали предупреждения о возможных терактах в день выборов, не было нужды дополнительно поддерживать своего президента - победа Александра Лукашенко была предопределена.
К 19.00 по Москве появились также данные Социологической службы Комитета молодежных организаций. По ним, на 18.00 местного времени за Александра Лукашенко проголосовали 81,8% опрошенных избирателей. За Сергея Гайдукевича - 4,6%, за Александра Козулина - 3,8%, Александра Милинкевича - 5,7%, против всех кандидатов - 4,1%.
Белорусская оппозиция поставила под сомнение результаты этих экзит-полов. Об этом сообщил журналистам в Минске руководитель пресс-службы избирательного штаба Александра Миленкевича Сергей Возняк. Он, по утверждению агентства "Интерфакс", привел данные российского центра Юрия Левады, согласно которым "за Александра Лукашенко отдали свои голоса около 47% опрошенных, за Александра Милинкевича - около 25%".
Что касается публикации экзит-полов во время голосования, то эта особенность также относится к ноу-хау белорусских выборов. Местным властям, кажется, абсолютно безразлично, что подобная информация во всем мире квалифицируется как давление на избирателя. Что касается тех социологов, которые могут сообщить неправду, то о них белорусов предупредили заранее. К примеру, газета «Советская Белоруссия» накануне выборов, цитируя ту же г-жу Ермошину, сообщала, что только две социологические службы получили право проводить экзит-полы. А к остальным, сказала она, «могут применяться меры как со стороны избиркомов, так и правоохранительных органов».
Вместе со всей Белоруссией в прямом телеэфире можно было наблюдать за тем, как на Избирательном участке №1 г.Минска исполнял свой гражданский долг сам президент. Подойдя к столу избирательной комиссии, г-н Лукашенко достал из пиджака паспорт, сам развернул его на нужной странице и как-то по-доброму улыбаясь спросил: «Я? Похож?» Сомнений не было. Но Александру Григорьевичу показалось мало и, обращаясь к кому-то невидимому на экране, добавил, - «это я к вам, Пал Палыч, обращаюсь, это ж самое главное...» Невидимка оказался госсекретарем Союзного государства России и Белоруссии Павлом Бородиным. Телекамера наехала на него, подходящего к президенту и по-братски его обнимающего. «Слава богу, узнал», - с облегчением подумалось в этот момент. В кадре появились молча пожимающие руку батьке секретарь исполкома СНГ Владимир Рушайло, генсек ЕврАзЭС Григорий Рапота, депутат Думы Сергей Бабурин. Их лица светились улыбками.
Корреспондент «Времени новостей», однако, не может столь же подробно рассказать, как голосовали оппоненты г-на Лукашенко. И не только потому, что белорусское телевидение не показывало этих «полных отморозков», как их, предварительно извинившись за непарламентские выражения, называл на днях президент. Просто трудно было поспеть на избирательные участки в разных концах Минска. Но смею заверить, что там, несмотря на обилие журналистов, преимущественно западных, ничего интересного не было. Да и что, согласитесь, сенсационного в словах Александра Милинкевича, заявившего, что он «уверен - белорусы будут голосовать за будущее, а не за прошлое». Ведь почти то же самое говорит и Лукашенко, имея, правда, в виду, что в будущем под его руководством будет нехуже, чем в прошлом под его руководством. Да и незачем было спешить на «оппозиционные» участки, поскольку Лукашенко заверил, что выборы для всех кандидатов «проходят в равных условиях».
Александр Милинкевич, собрав вчера днем свою первую пресс-конференцию, попытался оспорить это утверждение. В переполненном офисе Белорусского Народного фронта оппозиционер рассказал про абсолютную цензуру на гостелевидении и «тотальное преследование» своих сторонников. Ко вчерашнему дню властями было задержано около 450 активистов оппозиции, а из 30 разрешенных законом доверенных лиц г-на Милинкевича на свободе осталось только 20 человек. Исчез накануне его земляк из Гродно Иван Роман, доверенное лицо по гродненской области. Уже более суток, по словам кандидата в президенты, ничего о нем неизвестно. Пожаловался г-н Милинкевич и на конфискацию у оппозиции 200 тысяч экземпляров агитационных материалов.
Особого раздражения в его словах не чувствовалось. Он даже сообщил, что не собирается подавать в суд на президента в связи с его оскорбительными высказываниями в адрес оппонентов. «Белорусский суд не то место, куда можно подавать такие иски», - сказал Милинкевич. Вместо жалоб он поделился наблюдениями за происходящим в столице и окрестностях. О движении вокруг Минска машин с могилевскими и витебскими номерами, заполненными омоновцами. «Такое впечатление, что идет подготовка к войне, - сказал Милинкевич, - психоз достиг апогея».
В официальных результатах выборов оппозиционер не сомневается. «Цифры, меньшие чем 75%, Лукашенко не понравятся», - сказал он. Поэтому наша победа будет тогда, когда «люди будут с этого смеяться». Корреспондент «Времени новостей» смеялся уже накануне, на окраине Минске, в районе площади Бангалор, где собрались около 4 тысяч человек. Они пришли послушать рок-концерт, организованный командой Милинкевича. Было много молодежи с красно-белыми значками "независимого" белорусского флага. Там молодой юрист поведал автору историю про уже «подведенные итоги» предстоящего голосования. Это был рассказ про его мать, члена участковой избирательной комиссии в одном из минских районов. Вечером 17 марта там уже были сданы избирательные протоколы с проставленными цифрами. На участке с 2 тысячами избирателей за Лукашенко, оказывается, «проголосовали» 60%, за Гайдукевича - 6,5%, за Милинкевича - 5,1% и 2,5 % за Козулина. Протокол мама демонстранта подписывать не стала, но это никого не смутило. «И ничего ей за отказ не будет?» - спросил корреспондент "Времени новостей" молодого человека. «Да нет, - отвечает, - Все же все понимают...»
Вчера, к 20.00 по местному времени, когда должно было закончиться голосование, по призыву Милинкевича на центральную, Октябрьскую площадь Минска стали собираться люди, не испугавшиеся предупреждения властей о подготовке теракта. Люди несли бело-красные флаги независимой Беларуси и сине-желтые движения "Зубр". Сначала около трех тысяч человек, а к позднему вечеру уже и 15 тысяч, скандировали: «Живе, Беларусь. Лукашенко - не наш президент».
А за час до этого должна была состояться вторая за вчерашний день пресс-конференция лидера объединенной оппозиции. Однако внезапно ее отменили. Пресс-секретарь оппозиционного кандидата Сергей Возняк утверждал, что из силовых структур поступила информация о решении задержать Милинкевича и начальника его предвыборного штаба, лидера белорусских коммунистов Сергея Калякина.
Аркадий ДУБНОВ, Минск