|
|
N°178, 28 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Наш враг – язык
Сильвио Берлускони создал проблемы антитеррористической коалиции
В стройных рядах корректных западных политиков, в один голос призывающих не допустить превращения войны против терроризма в войну против ислама, появился отщепенец. Язык подвел премьера Италии Сильвио Берлускони, которого либеральная общественность всегда подозревала в ксенофобии. После переговоров в Германии с канцлером Шредером и президентом Путиным г-н Берлускони неожиданно заявил о несомненном превосходстве западной цивилизации над восточной. «Мы должны быть уверены в превосходстве нашей цивилизации, которая гарантировала благосостояние, уважение к правам человека и -- в отличие от исламских стран -- уважение религиозных и политических прав». Пресс-секретарь Сильвио Берлускони поспешил заявить, что слова патрона вырвали из контекста, однако было поздно. Генсек Лиги арабских государств Амр Муса назвал вчера высказывания Берлускони расистскими и потребовал официальных извинений.
Откровения итальянца прозвучали настолько некстати, насколько это возможно. Председательствующий в ЕС премьер Бельгии Ги Верхувстад заявил: у него в голове не укладывается, что такое мог сказать глава государства, входящего в Евросоюз, в основе которого лежит принцип культурного многообразия и взаимодействия цивилизаций. Бельгийский политик убежден: такие заявления просто опасны, они могут свести на нет усилия по созданию глобальной антитеррористической коалиции и вызвать у мусульман чувство обиды.
Левая оппозиция в Италии немедленно обвинила премьера в том, что он провоцирует конфликт цивилизаций, используя термины, которые лидеры других стран применить постеснялись. А представитель итальянской компартии Альфио Никотра и вовсе приравнял г-на Берлускони к Усаме Бен Ладену: «Они оба фундаменталисты -- один рыночный, другой религиозный». В Риме уже не исключают, что из попытки премьера сплотить нацию под знаменами западной цивилизации может получиться большой правительственный кризис. Это для Берлускони очень плохо, так как только мандат премьера охраняет его от продолжающегося расследования деятельности его концерна «Медиасет», где недавно в очередной раз прошли обыски.
Заявления Берлускони -- второй крупный ляп западных лидеров, который может серьезно осложнить отношения с исламским миром. Первый допустил сам Джордж Буш, употребивший выражение «крестовый поход» в одной из первых речей о войне против терроризма. И хотя затем президент США всячески подчеркивал уважение к мусульманам, исламские радикалы тут же подхватили его высказывание как доказательство того, что Америка собирается воевать именно против ислама как такового, а Усама Бен Ладен призвал правоверных сплотиться против новых «еврейских крестоносцев».
Что же касается Италии, то она в нынешнем кризисе вообще промахивается не впервые. Так, 16 сентября министр обороны Антонио Мартино уверенно заявил, что итальянские войска не будут участвовать в американской акции возмездия. Он добавил, что свыше 100 тысяч итальянских солдат уже находятся в составе различных миротворческих миссий за границей. И только после того, как виновники трагедии будут идентифицированы, правительство Италии «посмотрит, что оно может сделать». Такая позиция прозвучала резким диссонансом на фоне заявлений других союзников США, и спустя 24 часа позиция Рима изменилась на 180 градусов. Тот же Мартино объявил, что Италия готова оказать военное содействие в борьбе с терроризмом и по первой просьбе предоставит США военную помощь. «Мы сделаем все, о чем нас просят», -- заверил министр.
Семен ЧАРНЫЙ, Игорь МАКСИМОВ