Время новостей
     N°45, 17 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.03.2006
Рисковая нефть
Япония снижает долю иранского сырья в своем энергобалансе
Экономическая блокада Ирана, похоже, уже начинается. Крупнейшая нефтеперерабатывающая компания Японии Nippon Oil объявила о намерении снизить на 15% объемы импорта нефти из исламской республики. Председатель Nippon Oil Фумиаки Ватари, которого цитирует The Financial Times, заявил: «Мы начали сокращать долю закупаемой в Иране нефти и переходим на нефть других марок. Связанные с этой страной риски растут». Новых поставщиков Nippon Oil намерена искать в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах, а также в России. В свою очередь японские власти уверяют, что решение Nippon исходит исключительно от самой компании и никоим образом не отражает официальной позиции правительства страны.

Иран является третьим по величине поставщиком нефти в Японию после Саудовской Аравии и ОАЭ, на его долю приходится 14% импорта сырья, или 580 тыс. баррелей в сутки. При этом для самого Ирана Япония стала одним из основных покупателей -- исламская республика отправляет в эту страну почти каждый четвертый добытый баррель. Всего Иран производит около 4 млн баррелей сырья в сутки, из них приблизительно 2,5 млн баррелей экспортирует.

До недавнего времени Япония поддерживала хорошие отношения с Ираном. Компания Inpex, в которой государству принадлежит 36%, в 2004 году подписала с Тегераном соглашение об участии в разработке месторождения «Азадеган», расположенного на юго-западе Ирана. Месторождение является одним из крупнейших в мире неразрабатываемых залежей нефти, его общие запасы оцениваются в 26 млрд баррелей, извлекаемые -- 9 млрд баррелей (около 1,22 млрд тонн). В ходе первой фазы за 52 месяца предполагается добывать по 150 тыс. баррелей в сутки, в ходе второй -- по 260 тыс. баррелей в сутки. Начало освоения участка было запланировано на этот год.

Однако такое партнерство не устраивает Америку. Представитель США при ООН Джон Болтон недавно выразил надежду, что Токио пересмотрит свое намерение участвовать в проекте. «Иран использует свою нефть и природный газ как оружие (политическое. -- Ред.), и очень умело, в отношении многих стран. Япония -- только одна из них. Они действуют так в отношении Индии, Китая, других стран. Иран в результате имеет рычаг, которым он охотно пользуется», -- заявил он.

В свою очередь Иран предложил Японии участвовать в его атомной программе, чтобы тем самым подтвердить ее мирную направленность. «Я попросил премьер-министра (Японии. -- Ред.) разрешить японским компаниям инвестировать в 10--15 наших АЭС, поскольку нам необходимо увеличивать мощности по производству электроэнергии на 20 тыс. МВт», -- заявил в марте министр иностранных дел Ирана Манушехр Моттаки после встречи с главой японского правительства Дзюнъитиро Коидзуми.

Япония по этому вопросу старается занимать нейтральную позицию. «Правительство вообще не рассматривает вариант с немедленным применением в отношении Ирана санкций. Токио желает, чтобы Иран не оказался в международной изоляции и ядерная проблема была решена мирными средствами. Ради этого мы намерены по возможности оказывать воздействие на Иран», -- говорил недавно замглавы японского МИДа Кииохико Тояма.

В то же время очевидно, что японцы стараются обезопасить себя на случай возможных перебоев в поставках. Кабинет министров страны уже принял решение расконсервировать государственные нефтяные резервы, если на Иран будут наложены экономические санкции. Кроме того, компании начинают загодя подыскивать для себя альтернативных поставщиков. Как отмечает директор по развитию нефтетранспортной компании Fearnleys Михаил Перфилов, самым приемлемым вариантом для Японии было бы договориться о покупке нефти, добываемой в рамках проекта «Сахалин-1». В прошлом году на этих месторождениях было получено первое сырье, пока оно поступает для переработки на завод «Роснефти» в Комсомольске-на-Амуре. Однако с середины 2006 года, когда будет завершено строительство нефтепровода и терминала в порте Де-Кастри (Хабаровский край), планируется экспортировать по 12 млн тонн ежегодно (240 тыс. баррелей в сутки).

Япония в принципе заинтересована в увеличении поставок нефти из России. Вчера старший вице-министр экономики, торговли и промышленности страны Акира Нисино заявил: «Я рассказал российскому президенту о целесообразности и выгодности для России достройки нефтепровода до Тихого океана. Российский президент заверил меня, что он знает о том, что этот маршрут выгоден России, и заверил, что Восточный нефтепровод будет достроен до Тихого океана».

Как отмечает The Financial Times, пока неясно, последуют ли примеру Nippon другие покупатели иранской нефти, включая Южную Корею, Испанию, Францию и Италию (каждая из них импортирует из Ирана по меньшей мере 100 тыс. баррелей в сутки). В то же время решение Nippon вряд ли скажется на объемах иранского экспорта -- одним из крупнейших потребителей этого сырья является Китай, который постоянно наращивает объем импорта энергоносителей.

Денис РЕБРОВ