|
|
N°45, 17 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Такой бюджет Чечне не нужен
Регион требует резкого увеличения финансирования
Избранный в ноябре прошлого года парламент Чечни начал превращаться в инструмент, с помощью которого республиканские власти рассчитывают добиться от федерального центра дополнительных бюджетных ассигнований и экономических преференций. На вчерашнем пленарном заседании депутаты отвергли предложенный проект республиканского бюджета, потребовав многократно увеличить объем трансфертов из федерального центра, за счет которых он главным образом и формируется.
Народных избранников категорически не устроило предусмотренное проектом бюджета выделение республике "всего" 19 млрд руб. «Предлагаемый проект является не бюджетом развития, а бюджетом стагнации, -- говорит зампред бюджетного комитета парламента Абу-Рашид Закаев. -- Мы рассматриваем финансовый документ региона, в котором прошли две войны, и должны исходить именно из этого». Вице-спикер нижней палаты парламента Чечни Замбек Залзаев считает, что бюджет надо увеличить до 120 млрд (примерно в 6,3 раза). «Мы исходим из того, что федеральный центр на сегодняшний день имеет возможность профинансировать республику в необходимом объеме».
Вооружившись мнением демократически избранного института власти, премьер-министр Рамзан Кадыров смело пошел в атаку на Москву. "Я также считаю, что продлению восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики отдельными федеральными ведомствами не уделяется достаточного внимания, -- заявил он в интервью Интерфаксу. -- У нас особый регион. Экономика и социальная сфера разрушены до основания". Только аграрному сектору Чечни, по оценке г-на Кадырова, "нанесен ущерб на сумму около 100 млрд руб.". "Если Чечню финансировать в предлагаемых нам объемах, то для того, чтобы создать хотя бы минимальные условия для жизни и работы населения, понадобится минимум сто лет, -- заявил чеченский премьер. -- Руководство республики не может себе позволить подобную роскошь -- вести восстановительные работы черепашьими темпами. Федеральные ведомства должны понимать и осознавать, что произошло в Чечне, должны реально осознать, что это особый регион, который нужно общими усилиями восстановить".
Между тем, в ведомстве Алексея Кудрина вчера выразили надежду на скорейшее принятие чеченского бюджета. «Решение не утверждать бюджет не позволяет Минфину оперативно перечислить в Чечню дополнительно 4 млрд рублей, выделенных в рамках выравнивания бюджетной обеспеченности регионов», -- заявил газете «Время новостей» источник в Минфине. По его словам, "выступления ряда чеченских парламентариев с абсолютно экономически не обоснованными требованиями выглядят сомнительно». «Чечня не тот регион, который может позволить себе жить без бюджета», -- подчеркнул чиновник. Он напомнил, что в конце прошлого года, когда вместе с представителями чеченского правительства было принято решение о направлении в республику в 2006 году дополнительно 4 млрд рублей, «бюджетный вопрос» был решен положительно.
По данным Минфина РФ, доходная часть бюджета Чечни в обсуждаемом варианте на 80,6% состоит из федеральных дотаций (при этом из регионов Южного федерального округа Чечня занимает по этому показателю второе место -- Ингушетия зависит от федеральных трансфертов на 89,2%). Общая собираемость налогов в Чечне по итогам прошлого года выросла более чем на 50%, достигнув почти 8 млрд руб. (более половины этой суммы составили платежи в федеральный бюджет).
В течение последних лет Россия официально тратит на восстановление экономики и поддержание минимального социального благополучия Чечни около 1 млрд долл. в год. Речь идет не только о бюджете, формируемом за счет федерального центра, но и о Федеральной целевой программе восстановления экономики и социальной сферы Чечни, финансирование которой выросло с 2003 по 2005 год более чем в 1,5 раза, и о различных внебюджетных источниках. Правда, большинство экспертов сходятся во мнении, что в действительности большая часть выделяемых средств попросту не достигает республики. Средства, которые все же оказываются в распоряжении Грозного, зачастую расходуются нецелевым образом.
Стремление федерального центра минимизировать эти потери за счет максимальной общей экономии на чеченском восстановлении понятно, но не всегда оправданно. Об этом еще несколько лет назад говорил министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, призывавший «в разы» увеличить финансирование. Наведение порядка в регионе, подвергшемся тотальному разрушению, по идее должно было стать одним из российских национальных приоритетов. Однако "золотой дождь" не пролился. Объем федеральных затрат на восстановление Чечни в 2001--2004 годах совокупно оказался ниже, чем объем затрат на празднование 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга в 2003 году.
Но и амбиции чеченских парламентариев едва ли можно назвать реалистичными. Из трех республик восточной части Северного Кавказа одна Чечня до сих пор не утвердила бюджет на 2006 год. В соседней Ингушетии, состояние экономики которой, несмотря на отсутствие войны, также оставляет желать много лучшего, доходная часть бюджета составляет около 5,5 млрд руб. (там, правда, населения в 2,5 раза меньше). В Дагестане, где живет около 2,5 млн человек, то есть более чем в два раза больше, чем Чечне, доходы бюджета составляют около 14 млрд руб.. На этом фоне 19 млрд руб., которые федеральный центр готов выделить Чечне в 2006 году, выглядят не такой уж мелочью. Впрочем, у чеченских политиков свой счет к России. Бывший глава Госсовета Чечни Таус Джабраилов полагает, к примеру, что общий объем ущерба, нанесенного республике двумя войнами, составляет примерно 180 млрд долларов.
Иван СУХОВ