Время новостей
     N°45, 17 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.03.2006
Точечный удар
Выездные налоговые проверки становятся эффективнее
Приход налоговиков на предприятие в самом ближайшем будущем может стать не просто неприятностью, от которой можно попробовать отмахнуться, а предзнаменованием того, что компания абсолютно точно будет привлечена к ответственности. Уже сегодня инспекторы практически со стопроцентной вероятностью «угадывают» компании, где можно найти нарушения. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы (ФНС), по итогам выездных проверок за прошлый год нарушения налогового законодательства выявлены в 97% случаев, тогда как, например, в 2003-м -- в 66%. (В 2005 году налоговики провели 155 тыс. выездных проверок, по результатам которых направили в бюджет дополнительно 233 млрд руб. В том числе НДС -- 95 млрд руб., налога на прибыль -- почти 70 млрд руб., ЕСН -- 8 млрд рублей.)

Однако вряд ли можно оценить однозначно подобный рост эффективности работы налоговиков, ведь они могут быть результатом как тщательного отбора подпадающих под выездную проверку компаний, так и искусственно созданных предприятиям «проблем». Впрочем, в любом случае результативность проверок принята сегодня за критерий качества контрольной работы фискальных органов в новых условиях налогового администрирования.

Между тем, как ни дико это звучит для уха российского налогоплательщика, нынешнее российское законодательство до сих пор относится к нему куда лояльнее по сравнению с тем, как складываются взаимоотношения фискалов и их подопечных во многих других странах.

В США, например, период деятельности компании, который вправе изучить фискалы, может составлять до десяти лет. По сравнению с этим трехлетний российский срок давности по налоговым преступлениям кажется мизерным. Там, правда, каждый год проверяется всего 1% налогоплатещиков, как говорят эксперты, из-за недостаточного количества налоговиков. Однако вряд ли американские нарушители налогового законодательства могут чувствовать себя в безопасности. За ними следит автоматизированная компьютерная система, которая сравнивает информацию из разных источников (от работодателей, финансовых компаний, осведомителей) с данными налоговых деклараций. Компьютерная система сопоставляет цифры и оповещает о малейшем несоответствии (в России электронные налоговые досье созданы пока только на наиболее крупных плательщиков). Кроме того, компьютер выбирает что называется методом тыка определенное количество деклараций для проверки.

Во Франции мелкие и средние предприятия проверяют за три месяца. Крупные компании проверяются раз в шесть-семь лет, но продолжительность проверки может достигать года. Фискалы во Франции пользуются неформальными источниками информации вплоть до анонимных писем. При сборе информации они обращают внимание и на объявления о купле-продаже недвижимости, аренде. Неформальную информацию собирают из ресторанов, баров и прочих увеселительных мест. Особо тесно налоговики работают со спецслужбами, расследующими факты отмывания денег.

Страны СНГ также пытаются создать эффективную модель сбора налогов. Законы Украины предусматривают использование банков данных различных структур для целей налогового контроля. В Азербайджане налоговое ведомство может проводить проверки с целью выявления фактов нарушения государственной дисциплины цен и прав потребителей, изымать образцы сырья и продукции, денежные документы, счета-фактуры, бухгалтерские книг и т.д. В Белоруссии налоговые инспекторы могут на выбор проводить комплексную, рейдовую, тематическую или встречную проверку. На Украине выездные налоговые проверки дифференцируются на плановые (документальные и оперативные) и внеплановые (документальные, повторно-документальные, оперативные и встречные). В Казахстане помимо документальных практикуются рейдовые и хронометрические проверки. Они позволяют установить связь реального дохода налогоплательщика с их затратами. В Киргизии за год проверяется почти каждое юридическое и большинство физических лиц. Причина -- нежелание оных платить налоги.

Ирина СКЛЯРОВА