|
|
N°49, 23 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Радиоактивная продукция с Украины может стать «персоной нон грата»
Этой весной исполняется 20 лет чернобыльской катастрофы. Но мало кто знает, что Чернобыль имеет свое специфическое продолжение. Причем в России.
Около года назад металлические конструкции 4-го энергоблока ЧАЭС вопреки протесту экологов и специалистов в области радиации начали разбираться и отправляться на переплавку. Из останков станции на металлургических предприятиях отливают балки, трубы, арматуру. Строительные компании, привлеченные дешевизной товара, скупали «радиационную» продукцию, невзирая на то, что сегодня нет способов полностью очистить зараженный металл.
Отлитые из чернобыльского могильника металлоконструкции применяются при строительстве домов, детских площадок, магазинов. «Чернобыльская» труба обнаруживалась при прокладке водо- и газопроводов.
Сегодня с Украины в Россию вывозится 2,8 млн тонн зараженного металла в год, и это еще только начало. И никто точно не может сказать, какая часть из них заражена. В курсе тревожного развития ситуации уже депутаты Госдумы РФ и члены Совета Федерации, получившие письма экологов из Международного социально-экологического союза, в которых содержится призыв поддержать инициативу по запрету ввоза в страну изделий из чернобыльского лома.
Зампред Государственной думы В. Пехтин в ответном обращении отметил, что проблема, на которую указывают экологи, актуальна, и заявил о необходимости «проекта федерального закона о специальном техническом регламенте, который будет регулировать соответствующие отношения». «Работа уже ведется заинтересованными организациями», -- отметил он. Отвечающий за вопросы природопользования депутат В. Тарасюк также разделил озабоченность авторов письма и заметил, что «использование такой продукции может повлечь серьезные последствия экологического и иного характера». По инициативе члена думского комитета по труду и социальной политике В. Тюлькина текст обращения Международного социально-экологического союза с сопроводительной запиской был направлен премьеру Михаилу Фрадкову, а зампредседателя комитета по обороне А. Коржаков обратился к директору ФСБ РФ Николаю Патрушеву с просьбой «принять меры с учетом компетенции ФСБ». Поддержал обращение экологов и заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А. Малышев.
Российские потребители хоть и не в массовом порядке, но уже начали отказываться от использования сомнительного металла. Руководство «Газпрома» официально сообщило: «Концерн не может ставить под угрозу проекты по строительству новых трубопроводов как в России, так и в других странах. До тех пор пока не будут получены убедительные доказательства, что радиоактивный металл не использовался при производстве труб, которые поставляет Украина, «Газпром» не станет приобретать непроверенную продукцию».
Интернет-портал «Новый регион» опросил представителей стройкомпаний на предмет того, закупает ли их компания продукцию на Украине и поддерживает ли предложение экологов о запрете на ввоз в РФ радиоактивного металла.
Андрей Кичикин, начальник производственно-технического отдела Московской строительной компании «Регион»:
-- О проблеме ввоза радиоактивного металла с Украины в РФ я слышал. Что-то читал в прессе. Считаю, что многое может соответствовать действительности… Возможно, какие-то компании используют радиоактивное сырье в жилом строительстве. Сегодня может быть все что угодно. Наша компания никогда металл на Украине не закупала. У нас свои проверенные поставщики в РФ и к Украине мы никогда не обращаемся.
Игорь Макаров, менеджер компании «Союз»:
-- Мы никогда не задавались вопросом, из какого металла сделана арматура, которую мы используем в жилом строительстве. Откуда этот металл -- может, и с Украины -- никто не знает. Закупаем арматуру здесь, в Москве, у разных компаний, ищем где подешевле. Проблема, о которой вы говорите, -- использование радиоактивного металла в строительстве -- очень серьезная. Безопасность потребителя всегда должна быть на первом месте. Но как эту безопасность обеспечить и кто должен контролировать этот вопрос, сказать не берусь, все-таки, наверное, государственные органы.
Екатерина Вертячих, пресс-секретарь компании «Дон-строй»:
-- Наша компания в строительстве использует металлопродукцию исключительно российского происхождения. С Украиной мы не работали никогда, да и зачем, когда все, что нужно, можно найти в РФ. Какие-то высокотехнологичные материалы мы закупаем в Европе. О том, что в жилом строительстве активно применяется радиоактивная металлопродукция, я слышала неоднократно. Однако наша компания в этом контексте не упоминалась никогда.
Екатерина Дужкина, пресс-секретарь компании ПИК:
-- Последние два-три месяца мы отказались от закупок металлопродукции на Украине, хотя раньше в ходе проведения тендеров действительно часто побеждали украинские поставщики. Но сейчас, повторюсь, мы используем металл исключительно российского происхождения, поэтому никаких претензий к качеству нашей арматуры вследствие ее «радиоактивности» быть не должно.
Людмила Светлова, инженер производственно-технического отдела компании «Сталькон»:
-- Ввоз радиоактивного металла с Украины на территорию РФ -- серьезная проблема. Представьте себе, строится спортивный комплекс, и люди на этапе строительства и эксплуатации постоянно получают дозы облучения… Мы крупнейшая на рынке компания по изготовлению металлических стройконструкций. К нашей продукции предъявляются повышенные требования безопасности. А попробуйте подискутируйте на эту тему с украинскими производителями! В итоге мы полностью отказались от поставок украинского металлопроката.
Но не все компании выстраивают свою деятельность с прозрачностью, ожидаемой от рынка жилищного строительства. Так, компании «МВК-строй», ДСК-1, ДСК-2 и ряд других в комментариях на эту тему отказали.
Размещено в газете под рубрикой "Позиция"
Сергей СМИРНОВ