|
|
N°45, 17 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Израильтянам надоело голосовать
Шансы на победу имеет сын выходца из Самары
Около 30% израильтян до сих пор не решили, за кого они проголосуют на парламентских выборах 28 марта. Таковы данные последних опросов. Несмотря на то что для участия в выборах зарегистрирована аж 31 партия, прогнозируется рекордно низкая явка избирателей. По данным опроса, проведенного израильским социологическим центром «Маагар Мохот», лишь 44% израильтян в возрасте от 18 до 32 лет намерены принять участие в голосовании. Среди арабского населения Израиля собираются голосовать 54%.
«Голосовать просто не за кого. А после того, как с политической арены ушел премьер Ариэль Шарон, ситуация еще более ухудшилась», -- поделился своими переживаниями с корреспондентом «Времени новостей» рядовой избиратель Владимир Стражников. «Я светский человек. Поэтому голосовать за религиозные партии не буду. Голосовать за партию «зеленых» или за партию, выступающую за равные права мужчины (!) в семье, тоже нет никакого смысла, они все равно не пройдут. А лидеры трех основных партий -- «Кадима», «Ликуд» и «Авода» -- себя дискредитировали", -- говорит Владимир.
Созданную в ноябре прошлого года Ариэлем Шароном центристскую партию «Кадима» («Вперед») сейчас возглавляет бывший мэр Иерусалима 60-летний Эхуд Ольмерт. И.о. премьер-министра он стал после того, как 4 января Шарон был госпитализирован с диагнозом «обширный инсульт». Родители Ольмерта -- выходцы из России. Его отец родом из Самарской губернии, однако по-русски и.о. премьер-министра не говорит. Многие партии строят свою агитацию на критике Ольмерта. Предвыборный лозунг партии «Ликуд» гласит: «Нельзя доверять ему страну!»
«В отличие от Ариэля Шарона у Ольмерта нет ничего, кроме репутации коррумпированного деятеля. Когда он был мэром Иерусалима, он разорил город», -- отмечает израильское интернет-издание Walla. Но политологи сходятся во мнении, что «Кадима» получит наибольшее число мандатов. И ей предстоит определять будущее Израиля. Рейтинг партии поднялся после того, как израильтяне на этой неделе с подачи Ольмерта предприняли штурм палестинской тюрьмы в Иерихоне и захватили содержавшихся там боевиков.
Еще одна крупная партия -- правая «Ликуд». После того как в ноябре прошлого года «Ликуд» покинул Ариэль Шарон, ее возглавил бывший глава правительства, 56-летний Биньямин Нетаньяху. Он был одним из самых непримиримых противников одностороннего отделения от палестинцев, когда в августе прошлого года Израиль вывел все свои поселения из сектора Газа. Самого Нетаньяху критикуют за нежелание измениться и признать право палестинцев на собственное государство, а также за то, что он, будучи министром финансов, ограничил пособия малоимущим слоям населения.
Крупнейший игрок на левом фланге -- партия труда «Авода» под руководством 53-летнего Амира Переца. В конце ноября он сменил на посту главы партии мэтра израильской политики, нобелевского лауреата Шимона Переса. Перец -- выходец из Марокко, у него нет высшего образования, он не говорит по-английски, но учит русский. «Русский язык сложный, не думаю, что удастся быстро его выучить. Я постараюсь», -- сказал Амир Перец «Времени новостей». У израильтян имя этого бывшего профсоюзного лидера ассоциируется с длительными забастовками, которые в 2003 году парализовали страну.
Опросы говорят, что в 120-местном парламенте партия «Кадима» может рассчитывать на 37 мандатов (после штурма в Иерихоне даже называется цифра 40), «Ликуд» -- на 17 , а «Авода» -- на 19. Однако после того, как сообщения о состоянии здоровья премьера Шарона стали реже появляться в новостях, это отрицательно сказалось на рейтинге партии.
Преодолеть двухпроцентный электоральный барьер способны еще как минимум семь партий. Среди некрупных политических организаций лидируют правые и религиозные. Ультрарелигиозная партия ШАС может получить десять кресел в кнессете. Блок правых партий "Ихуд Леуми" («Национальное единство») -- МАФДАЛ -- восемь мест. Еще одна религиозная партия, «Яадут а-Тора» («Единство Торы»), может рассчитывать на шесть мандатов.
После того как партия «Исраэль ба-Алия» в январе прошлого года влилась в ряды «Ликуд», на политической сцене осталась только одна организация, представляющая русскоязычных репатриантов. Это «Наш дом -- Израиль». Ее основал в 1999 году Авигдор Либерман, приехавший из СССР.
Выходцы из стран СНГ традиционно голосуют за «своих». НДИ -- одна из немногих партий, которая сняла предвыборные ролики на русском языке. В одном из них Либерман прогуливается с популярным российским исполнителем, депутатом Госдумы Александром Розенбаумом. Либерман отличается крайне правыми взглядами на арабо-израильский конфликт. Партия «Наш дом -- Израиль» может рассчитывать на семь--девять мест в кнессете.
Имеет шансы пройти в парламент левая партия «Мерец», настаивающая на необходимости провозглашения палестинского государства. Ее лозунг -- «два государства для двух народов». «Мерец» также борется за права сексуальных меньшинств в Израиле.
Двухпроцентный барьер может преодолеть созданная в 1999 году партия «Але Ярок» («Зеленый листок»), агитирующая за легализацию легких наркотиков, за свободу личности и охрану природы.
На шесть мандатов может претендовать арабский блок ТААЛ-РААМ, объединяющий «Арабское движение за обновление» (ТААЛ), Арабскую демократическую партию (МАДА) и «Объединенный арабский список» (РААМ). За места в кнессете борется еще 21 организация. Среди них партия пенсионеров, партия выходцев из Бухары и Кавказа, партия за равноправие мужчин в семье, партия борьбы с банковской системой Израиля и другие. Их шансы пройти в парламент почти равны нулю.
Мария ГРИШИНА, Иерусалим