|
|
N°44, 16 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вашингтон перехватывает атомную инициативу
В Москве встречаются министры энергетики G8
Сегодня в Москве состоится очередная встреча министров стран «большой восьмерки» в рамках подготовки к саммиту, который состоится летом в Санкт-Петербурге. На этот раз соберутся министры энергетики, которых после окончания совещания примет в Кремле Владимир Путин. Одним из первых в Москву прибыл вчера министр энергетики США Самюэл Бодман, чтобы уже через пару часов после приземления своего самолета встретиться с российскими экспертами и политологами. Задача, стоявшая перед ним, выглядела столь же простой, сколь и амбициозной: изложить новую американскую «стратегию, призванную повысить энергобезопасность США и всего мира», которая называется «Глобальное партнерство в ядерной энергетике (GNEP)».
Эта инициатива была выдвинута в Вашингтоне всего месяц назад и, очевидно, призвана стать вкладом США в повестку дня санкт-петербургского саммита. Чуть раньше, в конце января, Владимир Путин выступил с идеей создания «системы международных центров по предоставлению услуг ядерного топливного цикла, включая обогащение, под контролем МАГАТЭ на основе недискриминационного доступа». Глава «Росатома» Сергей Кириенко тогда сказал, что «если бы существовала такая система, такой проблемы, как сейчас есть с Ираном, не было бы». Путин, огласив инициативу, отметил, что предлагает ее для реализации и «восьмерке», и другим странам.
Появление американской программы GNEP -- проработанной вплоть до суммы необходимых бюджетных ассигнований -- хронологически стало ответом на выступление российского президента, а также создало впечатление конкуренции двух «атомных» проектов.
Между тем в интересах и Москвы и Вашингтона поскорее ликвидировать это впечатление конкуренции -- подобный проект может действительно обеспечить безопасность в глобальном масштабе только будучи общим. Ведь невозможно представить, чтобы даже в более мирном, чем сейчас, настроении руководство Ирана присоединилось к американскому варианту «глобального ядерного партнерства». Если же проект будет реализовываться под эгидой МАГАТЭ и «восьмерки», шансы повышаются. «Эти вопросы можно решить только при условии широкого международного сотрудничества», -- подчеркнул в январском выступлении Владимир Путин, предложив разместить один из международных центров по предоставлению услуг ядерного топливного цикла в России.
Придать инициативе общий характер нетрудно, поскольку Вашингтон и Москва не могут оспаривать друг у друга первенство идеи: первым ее выдвинул глава МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи, как раз и предложивший разработать конкретные механизмы гарантированного доступа неядерных стран к услугам ядерного цикла.
Однако из вчерашнего выступления г-на Бодмана вытекает, что США не намерены отказываться от лидирующей роли даже в пользу «восьмерки». Он лишь предупредил, что вся программа будет дорогостоящей и потому он надеется на поддержку таких стран, как Россия, Китай, Англия, Франция и Япония. Как известно, президент Буш уже выделил в бюджете министерства энергетики США на 2007 год 250 млн долл. на финансирование начальной стадии работ по развитию новых технологий в рамках GNEP.
Американский министр заметил, что его обнадеживают уже состоявшиеся консультации с представителями этих стран, однако не стал уточнять относительно того, были ли среди них россияне. При этом министр энергетики США уверил, что американская инициатива находится в русле предложений Москвы по созданию международных центров по обогащению урана, с которыми она выступила в попытке урегулировать кризис вокруг иранской ядерной программы. Тут, правда, г-н Бодман счел необходимым добавить, что ему пока «незнакомы детали» российских предложений на этот счет. Что же касается Ирана, то американский министр не сомневается в наличии военной ядерной программы в этой стране.
Излагая новую американскую инициативу, г-н Бодман отметил, что ее реализация будет осуществляться в тесном взаимодействии с МАГАТЭ, но в детали предполагаемого сотрудничества не вдавался. И похоже, что роль, отведенная МАГАТЭ в стратегии GNEP, не выглядит главенствующей. Это и понятно, заказывать музыку должен тот, кто за нее платит.
По словам г-на Бодмана, США готовы предоставить всем желающим партнерство в рамках GNEP, удовлетворяющее простому условию -- обеспечить условия нераспространения ядерных отходов, доступных для обогащения с целью производств оружейного плутония.
Вот как звучит эта захватывающая перспектива в изложении авторов стратегии из министерства энергетики США: «GNEP разработает и продемонстрирует новые технологии переработки ядерного топлива и сокращения объема ядерных отходов, не подверженных опасности ядерного распространения. США будут также работать совместно с другими передовыми ядерными государствами над разработкой программ услуг топливного цикла, в рамках которых ядерное топливо и услуги по его переработке будут предоставляться государствам в обмен на их обязательство воздержаться от разработки своих технологий обогащения и переработки». В частности, предполагается ускорить «демонстрацию и развертывание новых передовых технологий вторичной переработки, таких как UREX+ и пиролиз, при которых переработка ядерного топлива не связана с выделением плутония».
Излагая эту стратегию, г-н Бодман без обиняков предупредил, что «те государства, которые откажутся вступить в партнерство GNEP, окажутся под увеличительным стеклом». Расшифровать этот сигнал труда не представляет -- в глазах Вашингтона такие страны будут рассматриваться как потенциальные изгои, стремящиеся к бесконтрольному получению оружейного плутония со всеми вытекающими для них опасными последствиями.
Аркадий ДУБНОВ, Андрей ДЕНИСОВ