Время новостей
     N°45, 17 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.03.2006
Пять звеньев киноцепи
Сегодня объявят лауреатов национальной кинематографической премии «Ника»
Вечером станет известно, какой фильм признали лучшим российские киноакадемики. «Нику» получит один из пяти номинантов, пока неизвестно какой, но выбор уже сделан и результат ждет своего часа в запечатанном конверте. Пять фильмов в номинации -- это много, это значит, что нет явного лидера, что мнения разошлись... и неудивительно. Шесть сотен академиков «Ники» выбирали из большого списка представленных на премию фильмов, и надо признаться, в этом году урожай не слишком беден. Попасть в число номинантов, может быть, важнее, чем стать лауреатом, поскольку итоговый расклад голосов слишком случаен, а вот пять выбранных фильмов -- это уже реальный пейзаж нашего кинематографического процесса по версии его участников. Картина получилась довольно разнообразной и живой: награда любому из пяти фильмов может быть признана заслуженной. И тем более интересно, что в результате решит академия, какую стратегию большинство сочтет наиболее удачной?

Итак, в номинации представлены.

«9 рота» Федора Бодарчука -- у этого фильма несколько явных, хотя и не совсем художественных достоинств. Это первая за постсоветский период большая постановочная батальная картина, снятая вполне качественно. Не безупречно, не оригинально, не виртуозно, но зато добротно, с пониманием, следуя хорошим образцам. Для мирового кино это, возможно, проходная и посредственная работа, но для отечественного кинематографа сегодня -- выдающаяся, именно в техническом смысле. Но это еще не все. Фильм вызвал широкую дискуссию, провоцируя разговоры об афганской войне, о роли армии, об имперских амбициях -- то есть о темах, реально важных для общества. Другой вопрос, насколько глубоко или верно эти темы затрагиваются в самой картине, но она задела людей за живое. В результате «9 рота» -- едва ли не единственный фильм из премиального списка, реально имеющий право претендовать на статус мейнстрима. Что и подтвердилось кассовыми сборами, рекордными даже для такого удачного в смысле успехов проката года.

«Солнце» Александра Сокурова попало в номинацию помимо воли своего создателя -- он просил картину с конкурса снять. «Золотой орел», кстати, просьбе внял, заменив «Солнце» в списке лучших фильмов «Статским советником». Организаторы «Ники» решили волей режиссера пренебречь, тем более что ее изъявление запоздало -- по уставу такого рода обращения должны делаться до составления списков для голосования. Судьба «Солнца» не задалась с самого начала -- фильм ничего не получил на Берлинском фестивале, хотя, казалось бы, история японского императора, завершившего вторую мировую войну, должна была прийтись и ко двору, и к дате. Такая старательная, тонкая, эмоциональная картина прошла не только мимо политизированных берлинских судей. У «Солнца» практически не было проката, его мало покупали на Западе, и даже когда совсем свежим фильм показали по каналу СТС (правда, на 9 Мая, которое у нас все-таки праздник окончания нашей, а не мировой войны), о нем мало говорили и думали. И уж, конечно, никакого общенародного обсуждения -- что нам этот император, похожий одновременно на аквариумную рыбку и Чарли Чаплина, если в массовом сознании и Япония-то существует весьма условно. Тем не менее поскольку у большинства академиков привычка голосовать не за конкретные достижения, а за знакомые фамилии, на «Нике» у «Солнца» очень большие шансы.

«Предчувствие космоса» Алексея Учителя -- драматическая фантазия, с правдивым, почти документальным (хотя и заново воссозданным) бытом конца пятидесятых, с мерцанием мифических смыслов, заложенных сценарием, с качественной ролью Евгения Миронова, сильно заслоненной в общем мнении его же предыдущим Мышкиным, и неузнанными, непонятными отношениями условных героев, которые, по моему мнению, и отпугнули от фильма и профессионалов, и простую публику. Вряд ли на «Нике» фильм Алексея Учителя вызовет больше симпатий, чем остальные претенденты, однако и его победа была бы в своем роде правомерной. Его авторы -- режиссер Учитель и сценарист Александр Миндадзе, представители последнего поколения советского кино, -- создали картину вызывающе частную: промежуточную, не авторскую, не зрительскую, не политическую, не поэтическую, слишком отдельную, чтобы вписать ее в какую-то конкретную нишу. Тем, впрочем, и интересную.

В отличие от «Солнца» и «Космоса», слишком возвышенных и существующих в сферах с разреженной, трудной для восприятия атмосферой, фильм Алексея Германа-младшего «Гарпастум» оказался куда более усвояемым. Так что картину в основном все полюбили. Тем более что режиссер молод (ему едва 30 лет), задирист, прекрасно артикулирует. К тому же из хорошей семьи. Кроме того, фильм о Серебряном веке, показанном через призму увлечения футболом, во-первых, имеет неожиданный сюжет, во-вторых, очень красиво снят, в-третьих, открыл для кинематографа молодых артистов, прежде всего Данилу Козловского. И при всей изощренной фирменной, «германовской» стилистике, где необходимы отсутствие прямого сюжета, важность второстепенных персонажей и «случайных» подробностей, монохромное изображение и тканный, плотный узор деталей и подробностей, смысл картины, ее месседж вполне доступен среднему зрителю, легко вычленяется и формулируется. «Гарпастуму» прочили главный приз в Венеции, но когда приза не вышло, легко это простили, с умилением рассказывая красивую историю про 12-минутную овацию и нехватку одного голоса в жюри для победы.

Кстати, именно «Гарпастум» вместе с «9 ротой» имеет на «Нике» наибольшее количество номинаций -- по семь каждый фильм.

Пятый фильм списка, «Итальянец» дебютанта Андрея Кравчука, -- незамысловатая, но слезоточивая история про маленького детдомовца Ваню Солнцева (привет от «Сына полка»), которого корыстные агенты хотят отдать в итальянскую семью, а он все надеется найти свою настоящую маму (и находит, и они счастливы, потому что мама без него страдала!), -- имеет едва ли не самую удачливую фестивальную историю. Без громких аплодисментов эта картина вместе со своим обаятельным несовершеннолетним героем проехала по многим фестивалям и почти везде получила награды. Именно этот фильм выдвинули на «Оскара», рассчитывая тронуть сердце американских академиков, уже подготовленных громкими судебными процессами к проблемам усыновления русских детей. Однако до американских академиков дело не дошло, «Итальянец» не попал в номинацию. На мой взгляд, фильм этот -- заслуженный обладатель всех премий зрительских симпатий, а вот профессиональная кинематографическая премия ему не очень подходит. Но российские академики тоже люди, и вполне можно предположить, что они «Итальянца» посмотрят, глаза платком утрут и проголосуют сердцем.

Выбор, который академики уже сделали, станет известен вечером, а вот то, как прошло вручение, кто получил остальные призы, над чем шутил Юлий Гусман, кто во что был одет, и прочие замечательные подробности церемонии можно будет узнать в воскресенье в 21.00 на канале СТС, где будет показана ее телевизионная версия.

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино