|
|
N°44, 16 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Возможность острова
David Gilmour. On an Island (EMI)
Воссоединение Pink Floyd не стало долговременным, но зато как будто активизировало деятельность бывших участников легендарного британского коллектива, которые наконец-то начали выпускать новый материал после многолетнего молчания. Симфонический опус Роджера Уотерса Ca Ira разочаровал поклонников (в основном именно тем, что симфонический), так что теперь за дух Pink Floyd отвечает только гитарист и вокалист Девид Гилмор. On an Island («На острове») -- событие хотя бы потому, что это лишь третий сольный альбом Дейва за три десятка лет (первый, эпоним, вышел в 1978 году, второй, About Face -- в 1984). При такой плодотворности за «сольного Гилмора» сошел даже вышедший пару лет назад DVD с анплагдом, записанный на фестивале Meltdown. On an Island расколол слушателей: одним диск показался скучным-затянутым, другим -- разнообразным и живым. Основания есть для обоих мнений: с одной стороны, попсово-песенные моменты тонут в море настроенческих зарисовок, пейзажей из струнных, аналоговых клавиш, гитар и гостей (от экс-соратника Ричарда Райта до Джулса Холланда и Роберта Уайата). С другой стороны, вся эта меланхолия удивительным образом оставляет ощущение позитива, и диск, каждая песня которого снабжена внушительным интро, размытой кодой и диким количеством соло, пролетает мгновенно. На первой страничке буклета красуется стилизованное изображение Гилмора в окружении пяти гитар разных моделей, и «это многое объясняет». Мы бы рассматривали On an Island как гитарный альбом, причем от музыканта, которого более всего ценили именно за гитарные соло. Манера Гилмора -- это что-то, что реально описать в терминах и нотировать, но нереально воспроизвести никому, кроме него самого. Это -- воздух, атмосфера специфического драматично-созерцательного «психодела», свойственного Pink Floyd конца 70-х. Если попытаться описать это «в терминах», то ладовый и гармонический «язык» Гилмора оттуда, из 70-х, посему новые соло Гилмора отлично себя бы чувствовали и на Dark Side of the Moon, и на The Wall, и на The Final Cut. Особенно это касается треков This Heaven и A Pocketful of Stones. Песню Smile вообще можно поставить в альбом Meddle (1971). А воздух? Воздуха -- хоть свиней накачивай.
Kate Bush. Aerial (EMI)
В 80-е Кейт Буш (чей талант был открыт не без помощи вышеупомянутого человека из Pink Floyd) обрела не просто популярность и чартовый успех, но культовый статус, который сегодня дает ей возможность ничего не выпускать нереально долго, по полтора десятилетия. Наконец она выдает альбом Aerial, в котором все песни новые, никем не слышанные, но написаны они много лет назад. Вопрос: зачем было держать их под замком столько лет? В этом, насколько я понимаю, основная претензия слушателей: долгие ожидания рождают завышенные критерии, и это нормально. Альбом при этом прекрасен -- та же Кейт Буш, хотя так вот впрямую его сравнить не с чем, стилистически Aerial равноудален и от хитового Hounds of Love, и от этнического славяно-кельтского замеса The Sensual World (хотя кельтские нотки проскальзывают в Bertie), и от остальных опусов певицы. Странные темы: обращения непосредственно к Элвису, описание числа «пи», аллюзии к «Гражданину Кейну» и так далее. Полный сюрреализм, как и в оформлении: то, что на обложке кажется островной грядой, отражающейся в незыблемой морской глади, на самом деле -- звуковая волна в графическом компьютерном изображении. Последнее время вообще артисты стали часто обращаться к сюрреализму. Прямо как в 80-е, в холодную войну. Неприятно все это. Но голос чудесный, и все так же пленительна неподражаемая кейтбушевская атмосфера границы сна и реальности.
Robert Glasper. Canvas (Blue Note)
Лейбл Blue Note любит привлекать в свои ряды никому не известных молодых инструменталистов, играющих серьезную музыку в традиции нормального акустического джазового «рубилова». Новое их приобретение -- пианист Роберт Гласпер, для которого это всего второй альбом. Но работа очень зрелая. Сам Гласпер -- яркий пианист, аккуратный, лиричный, явно обслушавшийся «куловых» и «боповых» людей, Монка, Брубека, Кенни Дру, далее по списку (хотя кто ж их, черт возьми, не «обслушался»?). На диске -- оригинальный материал плюс пьеса Херби Хенкока Riot. Играет трио, но в двух треках гости -- отменный мясистый саксофон Марка Тернера и вокалистка (по прозвищу?) Bilal. Любителям хорошего джазового фортепиано, креативного, но без эксцентрики, настоятельно рекомендуется. Единственный минус -- в миксе барабаны задвинуты далеко и бас размазан.
Richie Hawtin. DE9: Transitions (Mute)
Свой новый альбом Ричи Хоутин сделал максимально концептуальным: иначе как с DVD его и не купить, а на означенном DVD вы увидите опять-таки концептуальные видеозарисовки на основе фрагмента из «Сталкера» Тарковского. При этом музыка канадского гуру минимал-техно, переехавшего в современный центр электронной сцены Берлин, примерно повторяет схему DE9: Closer to the Edit, его же микса пятилетней давности. Собственные треки Хоутина содержат сэмплы из произведений Рикардо Виллалобоса, The Detroit Grand Pubahs, видных деятелей минимал-техно и неизвестных приятелей Хоутина (всего для альбома лицензировано более 500 треков!). Диджейский сет DE:Transitions -- лучшее, что на взгляд артиста может сегодня звучать в клубах, слушаться на кухнях или в наушниках на улице. Обладая огромным опытом сочинения и сведения пластинок, Хоутин записывает альбомы-соборы, и новый не стал исключением. Здесь -- все, от раннего детройтского техно начала 90-х до индийских трансовых сэмплов. В (D)ecaying Beauty джазовые клавишные перебивают эмбиентную тему. Все подобрано очень грамотно. Единственное -- в середине микс становится излишне мрачноватым, но что же вы хотели от гипнотического трипа вместе с Ричи Хоутином? А вообще ничего нового он не записал -- Хоутин застрял во временах Mayday со всеми вытекающими. Впрочем, такое сейчас снова в моде.
Компакт-диски предоставлены компанией Gala Records
Александр БЕЛЯЕВ, Андрей ШЕРЫХАНОВ