Время новостей
     N°44, 16 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.03.2006
Внешэкономбанк развития
Три госбанка объединятся на базе ВЭБа
Внешэкономбанк вчера обнародовал проект создания крупной государственной финансовой структуры развития. Как предполагается, она будет образована путем объединения Внешэкономбанка, его «дочки» Росэксимбанка, а также Российского банка развития. Основой для консолидации станет ВЭБ -- крупнейший из объединяющихся государственных финансовых институтов. Как предполагается, уставный капитал новой структуры составит не менее 2,5 млрд долл. Правда, будет ли это единый банк или госкорпорация в составе трех юридических лиц, пока непонятно. Решение остается за правительством.

На «круглом столе» в Совете Федерации глава ВЭБа Владимир Дмитриев заявил, что сегодня уже не осталось сомневающихся в том, что финансовый институт, подобный Банку развития, который бы работал на реализацию значимых для страны инфраструктурных проектов, оказывал поддержку российскому экспорту и т.д., необходим России. В большинстве стран мира такие банки выступают основным инструментом реализации государственной инвестиционной политики. Однако российские государственные специализированные банки (РБР и Росэксимбанк), как считают в ВЭБе, не оказывают заметного влияния на развитие экономики из-за незначительного уровня капитализации и не могут осуществлять долгосрочное финансирование инвестиционных проектов национального масштаба. Формирование на базе ВЭБа новой крупной структуры позволит решить эту проблему.

Во Внешэкономбанке полагают, что создание единого финансового института развития не препятствует закреплению за ним функций управления внешним долгом и пенсионными накоплениями в качестве государственной управляющей компании. При этом г-н Дмитриев считает, что пенсионные ресурсы, аккумулируемые в ВЭБе, по крайней мере их часть, могут работать на экономику и вкладываться в «объемные, капиталоемкие, окупаемые проекты» (сейчас банк имеет право вкладывать эти деньги только в государственные ценные бумаги). Объем этих средств огромен. Сейчас в управлении банка их находится уже на сумму 180 млрд руб. (примерно 6,4 млрд долл.). По подсчетам г-на Дмитриева, к 2015 году эта сумма вырастет до 35 млрд долл., а к 2020 году -- до 70 млрд долларов.

Владимир Дмитриев привел аргументы в пользу того, почему государственную структуру развития целесообразно создать именно на базе ВЭБа. Во-первых, его ресурсы уже сейчас позволяют без привлечения бюджетных средств капитализировать новый финансовый институт до уровня, названного президентом на пресс-конференции 31 января -- 2,5 млрд долл. Во-вторых, из трех объединяющихся банков именно у ВЭБа наивысший кредитный рейтинг. В-третьих, у него наибольший опыт по реализации инвестпроектов, в том числе в сотрудничестве с властями регионов, опыт кредитования российских предприятий, поддержки экспорта, а также влияние среди мировых финансовых структур.

Похоже, что выдвинутое г-ном Дмитриевым обоснование объединения на базе ВЭБа ни у кого из участников «круглого стола» не вызвало сомнений. Однако по механизмам объединения возникла дискуссия. Одни, как, например, зампред Центробанка Алексей Улюкаев, высказывались за создание единого Банка развития, другие -- среди них был глава Российского банка развития Юрий Исаев -- за корпорацию в составе трех юридических лиц. При этом, однако, г-н Исаев говорил о необходимости использования бюджетных средств для увеличения капитализации Российского банка развития и Росэксимбанка.

Точку зрения Минэкономразвития на «круглом столе» представил замминистра Андрей Шаронов. По его словам, «поручение президента о создании Банка развития может быть выполнено через формирование на основе ВЭБа корпорации «Российский банк развития» с сохранением юридических лиц" (участников объединения. -- Ред.). При этом МЭРТ предлагает сохранить торговую марку ВЭБа, учитывая известность этого бренда. Поэтому в предложениях министерства, изложенных премьеру Михаилу Фрадкову, новая структура названа «Госкорпорация «Российский банк развития» (Внешэкономбанк СССР)».

Андрей Шаронов поддержал других участников «круглого стола», в том числе Алексея Улюкаева и Владимира Дмитриева, в том, что Российский банк развития не должен подпадать под действие нормативов Центробанка, разработанных для коммерческих банков. По опыту других стран в России будет принят специальный закон, в котором будут описаны особенности деятельности новой государственной финансовой структуры развития.

Вчерашнее обсуждение продемонстрировало, что дискуссия вокруг механизма объединения трех банков еще не завершена. Однако для согласования позиций времени остается все меньше -- по мнению специалистов, чем ближе начало предвыборного сезона, тем меньше власти будут готовы вникать в крупные и сложные институциональные проекты. «Круглый стол» в Совете Федерации рекомендовал правительству разработать и внести в Госдуму проект федерального закона о специализированном институте развития уже в этом году.

Михаил ВОРОБЬЕВ