|
|
N°44, 16 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Газпром» нацелился на канадский рынок
Глава «Газпрома» Алексей Миллер, находившийся вчера в канадском Квебеке, подписал с исполнительным директором PetroCanada Роном Броннеманом соглашение о продолжении начальных технических исследований по проекту строительства завода по сжижению природного газа близ Санкт-Петербурга. Как рассказал «Времени новостей» источник в «Газпроме», на данном этапе реализация «Балтийского СПГ» (так неофициально именуют этот проект) признана экономически оправданной. И до конца года стороны разработают более детальное обоснование и завершат переговоры о его бизнес-структуре.
Крупнейшая канадская компания, судя по всему, сумела убедить «Газпром» в серьезности своих намерений и заинтересовать возможностями на рынке Северной Америки. По информации «Времени новостей», альтернативных кандидатов на участие в проекте с конкретными предложениями «Газпром» на сегодняшний день не имеет. Хотя устную заинтересованность в производстве и экспорте сжиженного газа из Балтийского бассейна в разное время высказывали британские BG и BP, а также испанская Repsol.
«Балтийский СПГ» предполагает строительство завода по сжижению газа в Приморске мощностью 7 млрд кубометров (5 млн тонн) в год. Этот объем консорциуму, который будет реализовывать проект, «Газпром» будет поставлять из единой системы газоснабжения. Цена является одним из основных переговорных вопросов и будет зависеть от степени интеграции российского концерна в проект на стадии реализации этого газа на рынке Канады. Предполагается, что СПГ после регазификации на терминале в Gros-Cacouna в провинции Квебек будет поставляться потребителям PetroCanada в юго-западной части страны (провинции Квебек и Онтарио).
Г-н Броннеман в ходе телеконференции во вторник вечером пояснил, что помимо цены газа при поставке на завод стороны продолжают переговоры о том, какой будет структура собственности завода СПГ и возможность участия «Газпрома» в уставном капитале терминала Gros-Cacouna. «В части сжижения теоретически мы говорим об участии 50 на 50. Так мы делим предварительные технические затраты (по 5 млн долл. на предпроектную документацию. -- Ред.)», -- приводит слова главы PetroCanada агентство Bloomberg. «Но окончательное партнерство -- как мы распределим доли на обоих концах -- это часть того, что мы должны определить с нынешнего момента до конца года, когда мы завершим разработку предварительного проекта», -- отметил он. По словам г-на Броннемана, предварительно затраты на строительство завода в Приморске оцениваются в 1,5 млрд долл., а строительство терминала обойдется в 500 млн долларов.
Терминал должен быть построен к осени 2009 года (что соответствует срокам начала поставок газа с берегов Балтики) партнером PetroCanada -- канадской трубопроводной компанией TransCanada Corporation, которая останется оператором по регазификации. К концу 2006 года ожидается получение всех необходимых разрешений на строительство. PetroCanada отвечает за загрузку мощностей терминала, и российский СПГ должен обеспечить его полную загрузку (3,6 млн тонн СПГ).
Более того, у партнеров останется около 1,5 млн тонн сжиженного газа (полтора-два десятка средних газовозов) для поставок на другие рынки. Вполне возможно, что новые потребители найдутся и в Европе, которая все активнее развивает программу по импорту сжиженного газа. В частности, глава нефтегазового подразделения Total Ив-Луи Даррикар заявил, что ЕС движется в этом направлении, учитывая обострение глобальной конкуренции за обеспечение энергоресурсами. «Продавцы СПГ станут продавать товар покупателям, предлагающим максимальную цену», -- цитирует его Bloomberg. По его словам, рост спроса на СПГ в США и Европе ведет к тому, что потребители энергоресурсов ищут поставщиков в таких отдаленных регионах, как Ближний Восток, Африка и Австралия. «К 2012 году рост цен на энергоносители сделает прибыльными проекты по импорту газа из России и стран Ближнего Востока», -- считает представитель Total.
Алексей ГРИВАЧ