|
|
N°44, 16 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Истец без прописки
Южная Осетия собирается жаловаться на геноцид в международные инстанции
Печальные события в Гааге и готовность российских парламентариев добиваться закрытия Гаагского трибунала в связи со смертью экс-президента Сербии Слободана Милошевича не умаляют стремления непризнанных республик, входящих в состав Грузии, последовать примеру Косова. Накануне заседания Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию грузино-южноосетинского конфликта, которое намечено на ближайшие дни и, по южноосетинским данным, пройдет во Владикавказе, Цхинвали объявил о своем намерении обратиться в международные инстанции с требованием о признании фактов геноцида южноосетинского народа и компенсации ущерба, нанесенного Грузией непризнанной республике.
Полномочный представитель президента Южной Осетии в России Дмитрий Медоев напомнил вчера, что 27 февраля парламент его республики принял декларацию о геноциде южноосетинского народа в период 1918--1920 (в период независимости Грузии) и 1989--1992 годов (собственно грузино-южноосетинский конфликт). В текст включена и «вооруженная агрессия Грузии против Южной Осетии» в августе 2004 года -- имеется в виду последнее серьезное обострение конфликта, обстрелы Цхинвали и бои за господствующие над городом высоты. Южная Осетия намерена собрать материалы, подтверждающие факты «убийства мирных жителей по национальному признаку, расстрелов военнопленных, применения пыток, взятия заложников и разрушения памятников истории и архитектуры». Жертвами геноцида, по подсчету г-на Медоева, стала одна тысяча человек, еще 3,5 тысячи пропали без вести, а около ста тысяч были вынуждены покинуть свои дома и уехать в Россию. По мнению г-на Медоева, признание геноцида осетин и возмещение материального вреда -- вопросы отдельные, хотя и взаимосвязанные. Объем материального ущерба в виде разрушенных сел, школ, дорог и домов в Цхинвали Южная Осетия оценивает в 18,2 млрд долл., или 56,1 млрд руб. по ценам 1992 года.
Дмитрий Медоев уточнил, что работа по сбору материалов для обращения в суд только начата, поэтому сроки подачи исков пока неясны. Неясны и многие другие детали, крайне важные с правовой точки зрения. Г-на Медоева очевидно поставил в тупик вопрос о том, в какую именно международную инстанцию будет обращаться Южная Осетия. Среди возможных адресов он назвал Международный суд справедливости в Гааге, Международный суд ООН и «другие организации». По словам спецпредставителя южноосетинского президента, юристы уже изучают все необходимые процедурные вопросы.
Но большинство международных процедур -- во всяком случае это касается исков к странам о возмещении имущественного вреда -- подразумевает, что истцы уже исчерпали все возможности защиты своих прав у себя на родине. Какую страну таковой считают жители Южной Осетии, г-н Медоев так и не уточнил. «В грузинские суды мы обращаться не будем», -- жестко ответил он грузинским журналистам. Между тем с точки зрения международного права Южная Осетия считается именно частью Грузии. «Среди пострадавших от геноцида есть много граждан России, -- сказал полпред, намекая на то, что подавляющее большинство жителей непризнанной республики являются россиянами по паспортам. -- Они вполне могут обратиться в соответствующие инстанции Северной Осетии и России». Но и на вопрос о том, согласован ли вероятный южноосетинский иск с Россией, г-н Медоев не ответил, повторив лишь, что «Южная Осетия -- суверенное государство».
Дмитрий Медоев не считает, что подобный иск усугубит ситуацию вокруг Южной Осетии: «Ситуация и так хуже некуда. Наоборот, признание вины помогло бы начать новую страницу отношений». Впрочем, перспективы подобного международного разбирательства выглядят пока весьма отдаленными. До сих пор попытки Южной Осетии представить подробное досье по геноциду были безуспешными. Хотя г-н Медоев утверждает, что всех преступников в Южной Осетии давно знают поименно.
Иван СУХОВ