Время новостей
     N°178, 28 сентября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.09.2001
Сделано в СССР
Афганцы привыкли к советскому оружию. Надо только дать им его побольше
Москва больше не считает нужным скрывать свою военную помощь отрядам Северного альянса, воюющим с талибами. Более того, российский министр обороны Сергей Иванов вчера публично призвал страны Запада разделить с Россией бремя нагрузки по «всесторонней поддержке» антиталибской коалиции. По сведениям Интерфакса, министр даже уточнил, что такого рода помощь могла бы заключаться «в переброске вооружений, которая осуществляется только по воздуху, и поставке гуманитарной помощи в районы Афганистана, контролируемые Северным альянсом». Еще недавно подобного рода откровения были просто немыслимы: в течение нескольких лет Москва тщательно скрывала поставки российского оружия в Афганистан.

Говоря в Брюсселе о поддержке антиталибской коалиции, министр обороны не удержался от прямой рекламы продукции отечественного ВПК. По словам г-на Иванова, «Северный альянс очень любит оружие советского производства, он уверенно им владеет и открыто заявляет, что любое другое вооружение, даже современное российское, ему не нужно». Конкретно же, «если брать танки, то Северному альянсу нужны Т-55, которые используются в Афганистане уже на протяжении 20 лет», -- пояснил министр. И, сославшись на мнение самих афганцев, добавил к этому, что «лучше автомата Калашникова в мире ничего не создано». Плюс к тому Северному альянсу нужны для победы над талибами «обычные артиллерийские системы и боеприпасы к ним, обыкновенные боевые машины пехоты и бронетранспортеры». Одним словом -- никаких изысков не нужно (видимо, сказано это на тот случай, если американцы, не дай бог, решат предложить генералу Дустуму крылатые ракеты «Томагавк»), нужно старое доброе советское оружие. И побольше. Благо его в мире после распада Варшавского блока осталось более чем достаточно.

В принципе с российским министром обороны трудно не согласиться: афганцы действительно привыкли к советскому оружию. Именно им они в основном воевали против нашего «ограниченного контингента» в годы советской оккупации, его же использовали и в ходе ожесточенной гражданской войны, последовавшей за выводом войск. Правда, Москва предпочитала открещиваться от своего участия в продолжающихся поставках «за речку». Еще летом 1998 года МИД отвечал гневными отповедями на «публикации иностранных СМИ» (имелась в виду вполне конкретная американская The New York Times, раскопавшая сведения о поставках оружия Масуду и Дустуму), в которых «утверждалось, что Россия якобы возобновила военные поставки участникам Северной коалиции». Как говорилось в сообщении МИД, «пусть эти утверждения останутся на совести их авторов». К слову сказать, к тому моменту Москва уже около двух лет поддерживала военные контакты с лидерами Северного альянса. Первые переговоры наших генералов с ними состоялись в 1996-м, еще до падения Кабула под ударами талибов, когда на переговоры с Раббани и Масудом в афганскую столицу лично выезжали высокопоставленные чины Минобороны и Федеральной погранслужбы. Пойти на контакт со своими недавними непримиримыми врагами Москву заставила угроза резкого усиления неизвестной дотоле группировки с непривычным названием «Талибан». Мировые спецслужбы благополучно проморгали ее создание, да и российская разведка всерьез забеспокоилась только после истории с захватом талибами в 1995-м грузового самолета Ил-76, принадлежащего частной татарской авиакомпании «Аэростан».

Короче, к тому моменту, когда в Москве окончательно пришли к выводу о том, что Северному альянсу надо помогать, поскольку он является «врагом наших врагов», основные пути доставки грузов из республик Центральной Азии и Ирана в Афганистан были уже перерезаны талибами. Военные грузы для отрядов Масуда пришлось доставлять кружным путем -- через Киргизию и Горно-Бадахшанскую автономию Таджикистана, отрезанную от «большой земли» памирскими перевалами. К тому же до прошлого года, когда в ООН наконец-то признали угрозу, исходящую именно от талибов, такого рода помощь приходилось тщательно скрывать. В итоге отряды «Талибана», до последнего времени получавшие масштабную военную помощь с территории Пакистана, оказались вооружены и обучены куда лучше, чем их противники.

Юрий ГОЛОТЮК