|
|
N°44, 16 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Проснулся, решил и пошел»
Антисемиту Копцеву стыдно, что он никого не убил
В Мосгорсуде, где проходит процесс по делу москвича Александра Копцева, устроившего 11 января резню в синагоге на Большой Бронной улице, вчера завершилось судебное следствие. Последним после допроса всех свидетелей и потерпевших суд заслушал самого подсудимого. Его рассказ, почему и как он совершил это дикое преступление, без преувеличения поверг в шок всех участников процесса, и в первую очередь его защиту. Молодой человек так откровенно и подробно расписал, почему он ненавидит евреев, что, по признанию адвокатов Копцева, шансов хоть на какое-то снисхождение у него больше нет. Причем после выступления Копцева, с точки зрения любого здравомыслящего человека, весьма сомнительно выглядит и заключение экспертов, ранее сообщивших суду, что, хоть у обвиняемого и были выявлены некоторыми шизотопические отклонения в психике, но он в состоянии оценивать свои поступки и отвечать за них. То есть он вменяем.
Когда судья объявил о допросе подсудимого, Копцев спокойно подошел к микрофону и начал с того, что уже в пятом-шестом классах школы начал думать о суициде, потому что доктор ему сказал, что после 20 лет он может ослепнуть. С тех пор, по словам Копцева, он и стал готовиться к самоубийству, «но просто так, ничего не изменив в мире, убивать себя не хотелось». А в последние два года увлекся религиозной и антисемитской литературой, которую в основном читал в Интернете или покупал на «Горбушке». Прокурор тогда поинтересовался, делился ли Копцев купленными книгами с кем-нибудь еще. «Предлагал, -- признался Копцев, -- но люди отказывались, а я не настаивал».
Отвечая на вопрос, планировал ли он свой поход в синагогу, Копцев ответил просто: «Проснулся, решил и пошел, к молитве приехал случайно». И честно сказал, какую при этом преследовал цель -- «умереть и покалечить людей». Насчет того, почему им не были предприняты действия в плане давно задуманного самоубийства, подсудимый возразил: «Были. Я не думал, что останусь жив. Если бы взял кухонный нож, а не охотничий, то все бы получилось».
На вопрос, почему Копцев выбрал в жертвы именно евреев, честно признался: «Я считал, что евреи -- проявление сатаны, и убить евреев для меня было важно. Этим поступком я бы очистил свою карму». При этом антисемит сообщил, что и после нападения отношение к потерпевшим у него не изменилось: «Мне было противно на них смотреть». При этом Копцев сказал, что не помнит, чтобы, как утверждали свидетели, он кричал в синагоге «Хайль Гитлер»: «Гитлер уничтожал евреев, и если такое крикнуть, то только ради прикола».
Разъясняя свою жизненную позицию, подсудимый отметил, что к другим нациям относится хорошо. «Я считаю, что арийская кровь течет во всех людях, кроме евреев", -- сказал Копцев, хотя не смог сказать, к какой нации относит себя. Но тут же сообщил, что давно считал евреев «проявлением зла»: «Я видел это и в жизни, и в книгах. Во всех странах правят евреи. Там, где евреи, народ становится никчемным. Да, я хотел изменить, побудить народ задуматься об этом». А на вопрос, к каким именно действиям хотел побудить народ, ответил: «К таким же, какие (совершил. -- Ред.) я».
Сами события в синагоге 11 января в изложении Копцева выглядели так: «Пошел, открыл дверь, прошел через металлоискатель. Если бы он зазвенел, то я бы ударил охранника. Зашел в столовую, ударил в шею еврея. То, что он еврей, я понял по выражению его лица. И раз он в синагоге, значит, уже что-то не то. Он стал защищаться, и я решил покалечить его еще. Сбежался народ, я стал отмахиваться, хотел покалечить еще больше людей. Бил туда, куда было легче. Я понял, что меня не убьют, и начал резать себя».
Так же честно Копцев ответил на вопрос прокурора о планах нападения на другие синагоги: «На Первомайской интересовался, что у них происходит. Думал, может, даже вступить в эту секту? Хотел узнать, правда ли то, что пишут про евреев, действительно ли они едят людей».
Не менее впечатляющими оказались ответы Копцева и на вопросы адвокатов потерпевших. «Я не мог спокойно смотреть телевизор, то, что у власти везде стоят евреи, а в России народ вымирает. Так ведь? -- а после того, как адвокат сказал, что не знает, продолжил. -- Да все вы знаете. Я считаю, что в синагоге должны молиться, а не строить государство с операционными сбором денег и прочее». При этом Копцев рассказал, что сам он крещеный, заповеди слышал, но «не согласен с ними». Относительно того, что именно у Копцева украли евреи, он ответил: «Да мою родину». Но на вопрос, кто именно из евреев, по его мнению, находится сейчас у власти, смог вспомнить почему-то только одного Жириновского. На вопрос, раскаивается ли он, Копцев ответил утвердительно: «Плохо все сделал. Стыдно перед собой. Хотелось, чтоб надолго запомнилось, чтобы евреи уехали из страны».
Екатерина БУТОРИНА, Алексей ГРИШИН