Время новостей
     N°43, 15 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.03.2006
Невъездной
Милошевича не пускают на родину даже после смерти
«Это было убийство, он не умер, его убили», -- заявил вчера в Москве сын Слободана Милошевича Марко перед тем, как отправиться в Гаагу за телом своего отца, скончавшегося в минувшую субботу в Схевенингенской тюрьме при странных обстоятельствах. Вчера вечером тело покойного было перевезено в морг международного аэропорта Амстердама, где оно будет находиться до среды. Не исключено, что потом тело будет перевезено в Москву, где состоятся похороны.

Медицинские эксперты Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии (обвинявшего экс-президента Югославии в геноциде, преступлениях против человечности и военных преступлениях, совершенных в 1991--1999 годах в Хорватии, Боснии и Герцеговине и Косово) констатировали смерть от инфаркта миокарда. Однако анализы, сделанные незадолго до его кончины, обнаружили в крови не прописанный врачами антибиотик. Слободан Милошевич страдал ишемической болезнью сердца и гипертонией и принимал препараты для снижения артериального давления. Сильнодействующий антибиотик рифампицин (его применяют для лечения туберкулеза и проказы, которыми Милошевич никогда не страдал) блокировал действие побочных медикаментов и вполне мог ускорить смерть 64-летнего подсудимого -- в том числе спровоцировав инфаркт.

Все обстоятельства трагедии намерена выяснить вылетевшая вчера в Гаагу бригада четырех российских хирургов из московского Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева во главе с его руководителем Лео Бокерией. Их вердикта с нетерпением ждут те ныне находящиеся под следствием бывшие государственные деятели, кто тоже стремится подлечиться в России. Среди них -- бывший вице-премьер Ирака один из ближайших соратников Саддама Хусейна Тарик Азиз. По некоторым данным, он хочет пройти лечение в нашей стране от болезней сердца и сосудов головного мозга. После смерти Слободана Милошевича, которому в прошлом месяце международные судьи отказали в лечении в России, у Тарика Азиза появилось больше шансов прорваться на лечение в Москву.

Пока же Гаагскому трибуналу ставят в вину в основном его отказ отпустить Милошевича на лечение в Москву за две недели до кончины. Советник по прессе и культуре посольства Сербии и Черногории в Москве Небойша Еркович сообщил вчера «Времени новостей», что, по его мнению, несмотря на все гарантии российского правительства, временное освобождение Милошевича с самого начала выглядело «маловероятным». «Судебная палата не могла не найти юридических оснований, чтобы воспрепятствовать этому», -- отметил он.

Как бы в подтверждение этих слов главный прокурор трибунала Карла Дель Понте вчера призвала не считать отказ Милошевичу в поездке в Москву актом недоверия российским властям. «Не было причин для обследования именно в Москве. Любое обследование можно провести на месте», -- заявила она. Но местное «обследование» экс-президенту не помогло, а возможно, даже приблизило его конец. «Гаагский трибунал отказал Милошевичу в праве на жизнь», -- подчеркнул вчера спикер Совета Федерации Сергей Миронов.

Таинственная смерть человека, которого Запад заранее окрестил главным виновником кровавых конфликтов на пространстве бывшей Югославии, не могла не получить соответствующий резонанс у него на родине. «Политическая ситуация в Сербии очень сложная», -- сообщила вчера из Белграда в телефонной беседе с «Временем новостей» находящаяся сейчас там руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова. По ее словам, «политические силы, препятствующие похоронам Слободана Милошевича в Белграде, ведут себя не по-христиански». Ведь власти Сербии не желают полностью гарантировать, что члены семьи покойного -- вдова Мирьяна Маркович и сын Марко -- не будут задержаны в случае их приезда на похороны (оба в настоящее время проживают в Москве). Правда, вчера Белградский окружной суд согласился приостановить действие ордера на арест Мирьяны, против которой в 2001 году было выдвинуто обвинение в финансовых злоупотреблениях. Однако он же подтвердил, что по прибытии в Сербию у г-жи Маркович будет изъят загранпаспорт и она уже не сможет покинуть страну.

Таким путем власти намерены добиться присутствия Мирьяны на судебном слушании 23 марта. А о судьбе Марко, который, по версии следствия, может быть причастен к похищению и избиению в 2000 году одного из сторонников антимилошевической оппозиции в родном городе Слободана Пожаревац, в решении окружного суда вообще ничего не говорится. Поэтому в конченом итоге, как сказала «Времени новостей» Елена Гуськова, Слободан Милошевич «все-таки будет захоронен в Москве», за что с самого начала высказывались его вдова, сын и также проживающий в Москве старший брат Борислав. То, что Милошевич будет похоронен в Москве, подтвердил вчера вечером Борислав Милошевич. Московские власти, видимо, без проблем дадут разрешение на это.

«Позиция сербских властей вызывает недовольство простых сербов», -- сообщила Елена Гуськова. В Белграде к зданию возглавлявшейся Слободаном Милошевичем Социалистической партии Сербии стоят длинные очереди желающих выразить соболезнования и внести соответствующие записи в Книгу скорби. Сербов возмущает, что человеку, руководившему страной 13 лет, «отказывают в праве на похороны с президентскими почестями», подчеркнула из Белграда собеседница «Времени новостей». По ее мнению, вполне реальна ситуация, что в случае, если гроб с телом Милошевича все-таки будет доставлен в Сербию, но похороны не организуют «так, как положено», в стране «могут начаться демонстрации».

В посольстве Сербии и Черногории в Москве с оценками Елены Гуськовой не согласились. Небойша Еркович заявил вчера нашей газете, что «в Сербии все проходит спокойно». По его мнению, Слободан Милошевич не вправе претендовать на посмертные государственные почести, поскольку для того, чтобы быть похороненным на Аллее героев главного сербского Нового кладбища в Белграде, «покойный должен быть знаменитым государственным деятелем либо видным представителем сербской культуры, внесшим большой вклад в развитие Сербии». «А фигура Милошевича, конечно же, слишком противоречивая, чтобы он мог быть похоронен на Аллее героев» -- отметил г-н Еркович, добавив, что в любом случае в стране «не будет никаких официальных мероприятий, связанных с похоронами».

Петр ИСКЕНДЕРОВ