|
|
N°44, 16 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Обезьяна не виновата
Джон Кейл выступил в Москве
Концерт Кейла в клубе «Апельсин» -- из тех мероприятий, что являются обязаловкой для всякой богемы -- журналистов -- творческих натур и поводом для долгих раздумий «просто меломанов» и полнейшей индифферентности со стороны случайных клабберов.
Старая пословица гласит, что полжизни ты работаешь на имя, полжизни имя работает на тебя. Автору книги «Как перевести слово «Дзэн» на валлийский язык» Джону Кейлу впору изобрести новую пословицу -- о том, что трудом и талантом заработанное имя может и мешать. Джон Кейл -- автор великолепных сольных альбомов и неожиданных музыкальных проектов, но его участие в легендарной группе Velvet Underground, кажется, будут припоминать ему до конца дней его. Предпоследний альбом Кейла, Hobosapience, -- разреженная электроника, новый, Black Acetate, -- рок грубого помола, тот, что сейчас играет молодежь, выросшая даже не на Velvet Underground, а на, прости господи, Oasis и иже с ним. Альбом этот (все песни которого, по словам Кейла, «начинались с придумывания ритмического рисунка», и только потом на этот каркас нанизывались мелодии и тексты) может нравиться, может не нравиться, но материал этот в своем жанре хорош и в живой версии представлен адекватно. Что и показал прошедший концерт.
Начали неожиданно -- с классической вельветовской Venus in Furs («Венера в мехах»), в которой Кейл играл на электроскрипке, ухитряясь при этом петь. Продолжили новым хитом, Turn the Lights On, и дальше шли в основном песни с нового альбома, перемежаемые импровизациями. Да, «панк от Кейла» -- это довольно простая музыка, но было совершенно понятно, что именно такому «примитиву» невозможно научиться -- все это «рубилово» должно быть в теле музыканта. Особенно поражал чернокожий барабанщик, чье «молотилово» -- идеально выверенный и тонкий ритм. Объявляя один из новых номеров, немногословный и скупой на жесты и мимику Кейл (к этому моменту его скромная голубая рубашка была уже наполовину мокрой) пошутил: «В этой песне в припеве есть слова: «Обвини в этом обезьяну». Это про нас».
Перевалив за середину концерта, «обезьяны» принялись играть более расслабленный материал. Даже веселый хит Velvet Underground There She Goes получился медленным и лиричным, да еще и другая лирика добавилась. Деконструкция старого материала -- излюбленный прием Кейла на протяжении всей карьеры, и на концерте это было продемонстрировано неоднократно. Magritte (была представлена как «Песня о моем любимом художнике»), в оригинале -- электронная медитация с альбома Hobosapience, стала вполне себе песней для рок-группы. Как-то Кейл сказал, что и его новые «брутальные» песни когда-нибудь можно будет переделать в акустику, даже под рояль исполнять. История продолжается. А концерт, несмотря на довольно сдержанную реакцию взрослой публики, завершился неожиданно трогательно -- аж два раза Кейла (с группой и в одиночку) вызвали на бис.
подпись под фото: Концерт открыла классическая вельветовская Venus in Furs («Венера в мехах»), во время которой Кейл играл на электроскрипке. Фото Надежды Лебедевой
Александр БЕЛЯЕВ