|
|
N°43, 15 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ирландские ведьмы могут расслабиться
В Дублине решили выкинуть антикварные законы на свалку истории
Премьер-министр Ирландии Берти Ахерн объявил о грядущей зачистке законодательства страны. В течение ближайших месяцев весь список ныне действующих законов будет тщательно проверен: главной задачей юристов будет обнаружение устаревших или откровенно идиотских актов. По мнению м-ра Ахерна, «это будет крупнейшей единовременной отменой законов в истории страны». В первую очередь, речь идет о «тяжком наследии колониализма», то есть о юридических нормах, введенных на территории Ирландии во время британского владычества.
Как ни удивительно, корпус ирландских законов до сих пор содержит не менее двух тысяч актов, принятых еще до получения страной независимости. Похоже, что местные парламентарии переняли от своих захватчиков чисто британское уважение к правовым нормам: при необходимости они принимали новый закон, но не вычеркивали из кодексов старые. В результате в ирландском праве накопилось огромное количество древних актов, о которых позабыли не только практикующие юристы, но и ученые архивариусы. Многие из таких документов формально остаются в силе уже несколько веков, хотя на деле их давно никто не применяет в реальной жизни.
Среди этого корпуса законодательного антиквариата подчас встречаются потрясающие по силе свидетельства суровых нравов ирландской жизни. Пальму первенства, пожалуй, удерживает Акт о подделке кофе 1718 года, которой строго воспрещал добавление в этот напиток иных составляющих, например овечьего навоза. Еще более странным стало то, что после введения этого запрета чистый кофе без добавок в Ирландии постепенно вышел из моды, поскольку был вытеснен английским чаем. Пришлось, естественно, вводить новый закон -- Акт о подделке чая 1776 года, который запрещал смешивать чайный лист с какими-либо эрзацами.
Часть формально действующих в стране норм является просто оскорбительной для ирландцев. Если судить по современным меркам, то эти законы, принятые по требованию Лондона, нарушают все принципы гуманизма и вполне могут сравниться с политикой южноафриканского апартеида. Например, ряд не отмененных до сих пор актов вводят санкции против тех, кто говорит на ирландском -- ныне государственном -- языке, а также запрещает английским колонистам «брататься» с коренным населением. Ирландцам запрещалось (точнее, до сих пор формально запрещается -- закон-то пока не отменен!) жениться на англичанках и вступать в монашеские ордена.
Местные законодатели до сих пор не удосужились формально отменить средневековые нормы судопроизводства, о которых с ужасом рассказывается в учебниках истории. Например, в собраниях законов можно обнаружить описание «испытания водой», когда подозреваемого привязывали к валуну и бросали в реку. По тому, утонет человек или выплывет, судили о его виновности. Кроме того, забыли отменить законодательные акты, регулирующие проведение судов над ведьмами и организацию аутодафе. На этом фоне такие пустяки, как запрещение евреям иметь и носить оружие или установление дополнительных налогов для французов, смотрятся почти либеральными послаблениями.
К чести ирландцев надо сказать, что всю эту чудом сохранившуюся до нынешнего времени ерунду они уже давным-давно не применяют. Но хотя премьер Ахерн несомненно прав и средневековому законодательству не место в кодексах современного государства, некоторых дурацких законов немножко жаль. Все же этот антиквариат придавал правовым нормам Ирландии некий исторический шарм. Немного скучновато будет жить без закона, запрещающего трактирщикам требовать с пьянчуг деньги за отпущенное в кредит пиво.
Владимир ДЗАГУТО