|
|
N°43, 15 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бензиновые реки в Поднебесную
Российские компании обещают поставлять в Китай нефтепродукты
Российские нефтяные компании в преддверии визита Владимира Путина в Китай (он состоится на следующей неделе) все чаще заявляют о желании поставлять в Поднебесную не только нефть, но и нефтепродукты. О подобных планах уже заявляли «Роснефть» и ЛУКОЙЛ, вчера к ним присоединилась ТНК-ВР, которая таким образом намерена бороться за мировую энергобезопасность. По мнению исполнительного директора по развитию газового бизнеса холдинга Виктора Вексельберга, Юго-Восточная Азия -- это рынок, на котором Россия обязательно должна присутствовать, причем за счет ресурсов не только Восточной Сибири и Сахалина, но и Западной Сибири посредством swap-операций (схема замещения, по которой компания, отдавая свою продукцию контрагенту в одном регионе, получает от него аналогичную в другом). «Мы все время говорим о газе (для поставок в Китай с Ковыктинского месторождения. -- Ред.), но не исключаем продажи своей нефти и нефтепродуктов в регионе, -- поясняет представитель ТНК-ВР. -- Мы любыми способами будет обеспечивать энергобезопасность. Но для этого необходимо государственное решение о том, что Россия идет на китайский рынок. Такие решения принимаются на межправительственном уровне. Мы как компания готовы добывать и поставлять, но ожидаем, что стратегию сформирует государство, а компании будут по ней работать».
Эксперты отмечают, что swap-операции могут быть хорошим выходом для ТНК-ВР, если она хочет поставлять в Китай нефтепродукты. Компания может обменять часть своей нефти, предназначенной на экспорт, на объемы, поставляемые другими добывающими компаниями на восточные НПЗ (расположенные недалеко от китайской границы), к примеру Ачинский или Ангарский. Полученные нефтепродукты ТНК-ВР затем сможет экспортировать в Китай.
О своем желании организовать сбыт нефтепродуктов на территории Китая недавно заявлял и президент «Роснефти» Сергей Богданчиков: «Мы уже начали обсуждать эту тему с китайскими нефтекомпаниями -- о том, чтобы в КНР у нас было предприятие, которое позволяло бы нам торговать в розницу. Возможность продавать нефтепродукты в Китай, конечно, способствовала бы нашему желанию поставлять туда намного больше». Одной из задач компании по выходу на китайский рынок до 2010 года г-н Богданчиков назвал необходимость получения согласия китайской стороны на продажу нефтепродуктов, произведенных из нефти «Роснефти». В компании «Времени новостей» сообщили, что г-н Богданчиков отправится в Поднебесную вместе с Владимиром Путиным и во время визита «Роснефть» намерена открыть в Пекине свое представительство. Пока «Роснефть» поставляет в Китай только нефть по железной дороге. В прошлом году компания получила в виде предоплаты от своих китайских коллег 6 млрд долл. за поставку 48,5 млн тонн нефти до 2010 года.
В прошлом году экспортировать сырье в республику попытался и ЛУКОЙЛ, однако скоро отказался от этой идеи, уверяя, что даже внутри России можно добиться большей рентабельности. Однако свое представительство в Китае компания все же зарегистрировала. А буквально два дня назад президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов уверял, что теперь компания поставляет Китай нефтепродукты через свой терминал в Высоцке (Ленинградская область). Правда, эксперты полагают, что в действительности это пока только в планах компании. «Китай в основном импортирует из России нефть и мазут, -- отмечает исполнительный директор нефтетранспортной компании Fearnleys Михаил Перфилов. -- Однако из Высоцка такие продукты сейчас не отгружаются». Хотя эксперт отмечают, что крупные партии российского мазута отправляются в Китай из портов стран Балтии. В ЛУКОЙЛе говорят, что пока не стремятся к созданию розничной сети в Китае, как «Роснефть».
В ТНК-ВР также отмечают, что рассматривают только «стратегические поставки». Как сообщили «Времени новостей» в компании, вместе с Владимиром Путиным в Поднебесную отправится и Виктор Вексельберт.
Денис РЕБРОВ