|
|
N°43, 15 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пять лет по приговорам
Полученное от государства жилье судьям еще придется отработать. Подробнее о предлагаемых сегодня правительству схемах обеспечения служителей Фемиды квартирами корреспонденту «Времени новостей» Юрию КОЛЕСОВУ рассказал руководитель аппарата ВАС РФ Игорь ДРОЗДОВ.
-- Игорь Александрович, представители министерств говорят, что появлению правительственного постановления препятствовало отсутствие согласованной позиции судебных ветвей власти -- суды общей юрисдикции и арбитражники постоянно предлагали разные проекты. Удалось вам наконец подготовить единый вариант решения жилищной проблемы судей?
-- Да, Высший арбитражный суд подготовил проект, в рабочем порядке он согласован с ВС, это наша общая позиция, теперь необходимо официальное одобрение наших коллег. Мы направили законопроект в ВС и Минрегионразвития. Этот проект представляет собой компромисс двух подходов. Общий принцип таков: судья, проработавший в должности в течение пяти лет и нуждающийся в улучшении жилусловий, имеет право на однократное получение от государства жилья в собственность. На случай когда судья в этом статусе отработал менее пяти лет, предусмотрено два механизма. Первый вариант, который кажется нам наиболее приемлемым, это заключение с судьей договора купли-продажи квартиры, по условиям которого он сразу становится собственником квартиры и ему предоставляется отсрочка по оплате на весь период исполнения им полномочий судьи. После же того, как судья отработает пять лет, его обязательство по оплате считается прекращенным. Если использовать юридическую терминологию, договор купли-продажи в этом случае новируется в договор дарения. Второй вариант, на котором настаивали Верховный суд и судебный департамент при ВС РФ, -- заключение с судьей договора найма жилья из специализированного жилого фонда. При этом когда стаж работы судьи, получившего жилое помещение по договору найма, составит пять лет, он вправе его бесплатно приватизировать.
-- А если судья не отработает пяти лет?
-- В таком случае он должен оплатить квартиру. Сроки и условия исполнения обязательств будут оговорены в самом договоре, хотя, наверное, его типовая форма будет утверждена правительством. При этом чтобы в подобной ситуации были гарантированы интересы государства, а человек мог жить в квартире, она будет находиться в залоге у государства, а значит, в случае нарушения условий договора по оплате на нее может быть обращено взыскание.
-- Почему ВС РФ не устроил вариант заключения договора купли-продажи?
-- Дело в том, что работа судей судов общей юрисдикции часто связана с переездами с места на место и, возможно, судья уже где-то получил квартиру в собственность, то есть уже воспользовался своим правом. А возможно, он постоянно живет в одном городе, но на несколько лет уехал работать в другой. Зачем же ему покупать квартиру в этом другом городе? Поэтому им выгоднее всякий раз при переезде заключать договор найма квартиры из специализированного жилого фонда. А когда судья решит, что он где-то осядет, он сможет оформить эту квартиру в свою собственность.
-- А разве законодательство допускает приватизацию жилья из специализированного фонда?
-- Мы не видим очевидных противоречий с Жилищным кодексом. В любом случае в данной ситуации будет большую силу иметь закон «О статусе судей», который такой же федеральный закон, как и ЖК, но при этом принят позже. Впрочем, допускаем, что какие-то коррективы для приведения законопроекта в соответствие с Жилищным кодексом внести придется.
-- Кто будет принимать решение, по какому варианту судья получит квартиру?
-- Думаю, выбор будет осуществляться не в каждом отдельном случае. Скорее каждая из ветвей судебной власти определит для себя, каким образом будет осуществляться улучшение жилусловий судей.
-- А если у судьи уже есть квартира, будет ли он иметь право на улучшение жилусловий?
-- Если она соответствует нормативам, то он не является нуждающимся в улучшении жилищных условий и не имеет права на получение от государства жилья в собственность. Если же не соответствует нормативам, то судья сможет воспользоваться предусмотренным законопроектом правом на получение жилого помещения.
-- А каким образом будет решаться вопрос, если судья уже имеет собственную, им самим купленную квартиру в одном городе, а назначается на должность в другом?
-- Этот вопрос прямо не урегулирован в проекте. Но если у человека есть собственная квартира в другом городе, то есть не по месту его работы, то он может рассматриваться как человек, нуждающийся в улучшении жилищных условия, а значит, имеющий право на получение квартиры и на ее оформление в частную собственность по прошествии пяти лет после назначения.
-- А урегулированы ли в проекте нормативы, по которым судья признается нуждающимся в улучшении жилищных условий?
-- Нет. Нормативы устанавливаются в каждом регионе. И в этом есть, конечно, некоторое противоречие. Кого считать нуждающимся, решают региональные власти, а платит за предоставляемые квартиры федеральный бюджет. Конечно, в проекте многое не учтено, но нам сейчас важно, чтобы проект был внесен в правительство, потом в Думу, чтобы шла работа, в ходе которой будут устраняться пробелы и возможные недостатки. Важно, чтобы было принято решение, каков будет механизм -- субсидии или же предложенные нами варианты.
-- Делались ли расчеты стоимости проекта, во что он обойдется бюджету?
-- Пока нет, но ведь дополнительные средства и не понадобятся. Сколько будет в бюджете заложено на приобретение жилья, столько мы и сможем потратить -- ни копейкой больше.
|