Время новостей
     N°43, 15 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.03.2006
Бездомная Фемида
Правительство не может решить квартирный вопрос для судей уже больше года
Ликвидировать один из негативных побочных эффектов монетизации льгот и вернуть российским судьям право на получение от государства бесплатной жилплощади намерено в ближайшее время правительство. Как стало известно «Времени новостей», Министерство регионального развития на днях внесло в Белый дом подготовленный высшими судебными инстанциями страны проект закона о новом порядке наделения служителей Фемиды квадратными метрами. Более года исполнительной власти не удавалось найти решение судейского квартирного вопроса, казначейство заблокировало платежи на приобретение и строительство жилья для судей, и за это время количество бездомных служителей закона значительно увеличилось. И судьи, похоже, решили не полагаться на правительственных чиновников, подготовив свой проект, который на днях кабинет министров отправил в Минфин, Минэкономразвития и Минюст для «проработки и согласования в оперативном порядке».



Среди проблем правосудия -- квартирный вопрос наипервейший. За последние десять лет было обновлено процессуальное законодательство, появились мировые судьи, заработали присяжные, а правительство обещает, что в 2007 году зарплата судьи превысит 80 тыс. руб. Все менялось, и лишь жилищные проблемы судей оставались нерешенными. И дело не только в том, что до сих пор в некоторых регионах судьи ютятся в коммуналках, а то и вовсе, как в Чечне, в вагончиках. Вряд ли будет преувеличением утверждение, что квартирный вопрос испортил российскую Фемиду. Именно на квартиры так часто меняло правосудие свою независимость, идя «в кабалу» к региональным и муниципальным властям ради получения жилья. Примечательно, что новая кремлевская власть, много сделавшая для финансового, материального и законодательного обеспечения работы правосудия, не то что не решила эту проблему, но напротив -- вообще выселила судей «на улицу», лишив их права на предоставление бесплатного жилья.

Надо сказать, что порядок наделения служителей Фемиды жильем, прописанный в законе «О статусе судей», в течение последних десяти лет менялся не один раз. Согласно редакции 1995 года местная администрация предоставляла новоиспеченному судье жилье, которое по истечении десяти лет бесплатно передавалось ему в собственность. При этом с согласия судьи вместо ключей от квартиры ему могла быть выдана из федерального бюджета беспроцентная ссуда на приобретение или строительство жилья, которая через десять лет работы погашалась из местного бюджета. В том же 1995 году закон был изменен -- было оговорено, что федеральный бюджет компенсирует местному расходы в связи с предоставлением квартиры, а с местного бюджета сняли обязанность погашать ссуду, предоставляемую судьям. Но в конечном счете председателям судов приходилось «выбивать квартиры» именно у региональных властей.

В итоге же законодатель предпочел решить проблему зависимости судов от местных властей самым радикальным образом -- в 2004 году при принятии закона о монетизации льгот судей попросту лишили права на безвозмездное получение в собственность жилья от государства. В поправках к закону «О статусе судей» было установлено, что служитель Фемиды имеет право на квартиру, которая приобретается в порядке, установленном правительством. Однако кабинет министров так и не установил эту процедуру, хотя межведомственная рабочая группа, которая должна подготовить проект, начала свою работу еще в декабре 2004 года. В значительной мере «воз и ныне там» из-за противоречий исполнительной и судебной властей.

Так, представители министерств предложили свой вариант -- выдавать судьям жилищные сертификаты, на которые они потом смогут приобрести квадратные метры. «По жилищным сертификатам право собственности на жилье возникает непосредственно у судьи, -- рассказал «Времени новостей» замдиректора департамента правового обеспечения Минэкономразвития Михаил Колпаков. -- И это одна из причин, по которой руководство судебной системы не устроил вариант с сертификатами. Дело в том, что перед судейским сообществом стоит задача закрепить свои кадры. А по нашей схеме судья сразу становился собственником жилья, и был волен распоряжаться им как ему заблагорассудится и потом подать в отставку. В этой связи высказывалась идея разнести по времени момент предоставления жилья и возникновения права собственности на него. Вторая проблема -- это сумма, на которую предлагалось выдавать сертификаты. До сих пор эти суммы определялись по методике Минрегиона, которая не вполне реалистична. На сертификат нельзя было приобрести то количество метров, на которое он выдавался. Для решения проблемы предлагались варианты, которые сейчас рассматриваются в отношении госслужащих с использованием повышающих коэффициентов, - от 1,5 до 1,8 для регионов, для Питера -- 2 , а для Москвы -- 3».

Впрочем, отвергнув министерские варианты, представители правосудия тоже не смогли быстро предложить свой согласованный вариант -- арбитражники и суды общей юрисдикции традиционно затеяли междоусобицу, выдвигая противоречивые предложения. Верховный суд и действующий при нем судебный департамент предложили схему предоставления жилья судьям по договору социального найма, с последующей приватизацией. Арбитражники предложили другую схему -- предоставление судьям займа на приобретение жилья с аннулированием долга по «выслуге лет».

Надо сказать, что из вариантов, предложенных двумя ветвями судебной власти, власть исполнительная отдавала предпочтение инициативам арбитражников. Во-первых, чиновники не в восторге от перспективы передать в руки судебного департамента огромный жилой фонд и средства на его поддержание. Во-вторых, по словам г-на Колпакова, вариант, предложенный Верховным судом, потребовал бы изменения ряда других законов. «Согласно ст. 217 Гражданского кодекса имущество, находящееся в госсобственности, может быть приватизировано в порядке, предусмотренном законами о приватизации, -- пояснил он «Времени новостей». -- Значит, понадобятся поправки в закон о приватизации, предусматривающие порядок передачи жилья в собственность судьям». Пока шли юридические и экономические споры, сотни судей продолжали оставаться бездомными. Сегодня только среди арбитражников порядка трехсот очередников, и их число будет только расти. Дело в том, что в России продолжается формирование системы апелляционных арбитражных судов, члены которых составляют значительную часть очередников -- 45 человек.

«Сложилась сложная ситуация, -- рассказал «Времени новостей» Михаил Колпаков. -- Закон отсылает к постановлению правительства, в котором должен быть определен порядок обеспечения судей жильем. Постановления нет, поэтому казначейство просто не пропускало платежи. В итоге в конце 2005 года было проведено совещание, на котором проблему решили в экстренном порядке. И 6 декабря 2005 года премьер подписал постановление №737 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005 году», которым разрешил бюджетные средства, отпущенные на 2005 год, расходовать на приобретение жилья в специализированный фонд. Специализированное жилье не может быть впоследствии передано судьям в собственность, но нужно было хоть как-то решить проблему, чтобы казначейство начало пропускать платежи. Но это, конечно, временное решение».

Полумеры не устроили и судейское сообщество. Совет судей РФ отказался считать вопрос закрытым, выпустив специальное постановление, в котором указывается на «длительное отсутствие нормативного регулирования порядка обеспечения судей жильем». Ответственным же за разработку окончательного проекта оказалось Министерство регионального развития. Этому ведомству правительство поручило совместно с другими министерствами и представителями судебной власти представить к 1 февраля «согласованные проекты нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере обеспечения жильем судей, прокуроров и следователей прокуратуры». Однако для Минрегиона подготовка такого документа оказалась непосильной задачей, и 2 февраля министерство обратилось в правительство с просьбой о продлении срока исполнения поручения до 1 апреля. Поначалу Белый дом ответил отказом, однако затем правительственные чиновники изменили позицию, и, как сообщили «Времени новостей» в Минрегионе, срок исполнения поручения был продлен до 15 марта.

Подстраховать министерство решили и сами судьи, уже не готовые полагаться лишь на исполнительную власть. Как стало известно «Времени новостей», двум ветвям судебной власти все же удалось выработать согласованный вариант решения проблемы. Высший арбитражный суд разослал подготовленный проект другим членам рабочей группы, и в итоге именно этот документ Минрегионразвития недавно представил в Белый дом. Правительство же в свою очередь направило эти документы в Минэкономразвития, Минфин и Минюст для «проработки и согласования в оперативном порядке». Теперь этим трем ведомствам предстоит внести в документ свои поправки, вернуть их в Минрегион, после чего проекты снова будут направлены в правительство.

Юрий КОЛЕСОВ