|
|
N°42, 14 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Решение картинного вопроса
Лондон намерен дать российским музеям гарантии неприкосновенности шедевров
Британия намерена выступить в защиту российского живописного имущества за рубежом. Глава департамента министерства культуры и туризма Джеймс Пернелл озвучил планы создания законодательства, которое предоставляло бы зарубежным музеям, привозящим свои шедевры на Альбион, защиту от судебных исков, передает лондонская «Таймс». Таким образом может быть сведен к нулю риск того, что в Великобритании картины, скульптуры и прочие культурные ценности станут предметом торга между должниками и кредиторами. Для российских музейщиков это отличная новость: если правительству Соединенного Королевства удастся воплотить эти планы в жизнь, Лондон -- центр мировой культуры и место расположения знаменитых художественных собраний -- перестанет быть для Эрмитажа и Пушкинского музея «запретным городом».
А пока Британия остается одной из наиболее «опасных» стран, которую хранители шедевров -- и не только российские -- предпочитают обходить стороной. Широко известная независимость местных судов, способных без оглядки следовать букве закона, может приводить к самым неожиданным и неприятным для музейщиков приговорам. В свою очередь и Даунинг-стрит традиционно не вмешивается в имущественные споры хозяйствующих субъектов. В частности, никаких юридических гарантий возвращения временно ввезенных в Великобританию картин или скульптур ни одна из ветвей власти предоставить не в состоянии. Из-за этого, например, ведущие отечественные музеи, напуганные прошлогодней швейцарской историей с пресловутой фирмой Noga, дружно отказывались отправлять на выставки в Лондон принадлежащие им полотна.
Напомним, что в ноябре 2005 года в Женеве были арестованы 54 картины импрессионистов, принадлежавших Государственному музею изобразительных искусств имени Пушкина. Инициировавшие арест адвокаты требовали выплаты многомиллионных долгов России перед фирмой Noga. Но после вмешательства властей швейцарский суд оперативно снял арест с «пушкинских» импрессионистов, и эти ценности были быстро возвращены в Россию.
После этого наши музейщики ужесточили требования к процедуре временного вывоза своих шедевров за границу. Например, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский заявлял, что будет требовать «жестких государственных гарантий неприкосновенности» музейных ценностей. И хотя поначалу российские музейные власти сгоряча обещали чуть ли не свернуть программу обмена выставками, потом их позиция смягчилась, поскольку правительства большинства стран все же охотно предоставляют картинам и скульптурам иммунитет от судебного преследования. Более того, после недавней и, видимо, успешной попытки выкупить часть долгов перед фирмой Noga, конфликт с этой компанией практически исчерпан. Но Великобритания так и осталась в черном списке стран, непригодных для ввоза шедевров, поскольку риск предъявления каких-либо иных финансовых претензий к России сохраняется.
Так, к примеру, сообщалось о том, что Государственный Эрмитаж отказался предоставлять свои картины для большой персональной выставки работ авангардиста Василия Кандинского в лондонской галерее Тейт, открытие которой намечено на июнь этого года. Судя по всему, этот железный занавес, поставленный перед музейными ценностями, серьезно беспокоит британцев. Джеймс Пернелл весьма жестко назвал практику судебных арестов картин «культурным киднепингом», и это позволяет предположить, что правительство настроено вполне серьезно. Однако неизвестно, как быстро Лондону удастся разработать законодательную практику защиты иностранных шедевров: пока м-р Пернелл упомянул лишь о начале консультаций по этому проекту.
На самом деле и сама Британия, бывает, страдает от претензий третьих стран на принадлежащие английским музеям произведения искусства. Как любая порядочная колониальная держава, Соединенное Королевство за несколько веков вывезло из покоренных земель неплохую коллекцию творчества завоеванных народов. Все хорошо наслышаны о претензиях греков, настойчиво требующих вернуть фризы Парфенона, и египтян, желающих получить назад древности эпохи фараонов, найденные английскими археологами. «Таймс» упоминает и о прошлогоднем конфликте Британского музея с некой организацией австралийских аборигенов. Тогда по требованию последней на Зеленом континенте были задержаны ныне принадлежавшие британцам произведения искусства, созданные руками коренных жителей Австралии. Тогда, впрочем, конфликт удалось погасить, и «артобъекты» все же вернулись на Альбион.
Владимир ДЗАГУТО