|
|
N°43, 15 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В поисках утраченного
Сегодня открывается выставка «Время Русских сезонов»
Эта выставка в Новинском пассаже -- предисловие к премьере, что состоится 22 марта в Кремле. Ровно в день спектакля она и закончится. Андрис Лиепа продолжает свой проект, связанный с утерянными балетами Михаила Фокина, -- нас ждет «Тамар», сочиненная Фокиным на музыку Балакирева в 1912 году. Спектаклю тогда не повезло -- он оказался в связке с «Послеполуденным отдыхом фавна» Нижинского, балетом, произведшим скандал и сенсацию одновременно, -- и так и остался в тени этого спектакля. Меж тем главную роль танцевала Карсавина; французская критика отзывалась о нем одобрительно; и все же ничто не спасло «Тамар» от забвения. Текст не передавался «из ног в ноги», как это принято у балетных, видео еще не существовало -- в результате хореография утрачена навсегда.
Теперь Андрис Лиепа и Юриус Сморигинас (хореограф, когда-то сочинивший для Эгле Шпокайте номер «Кармен», с которым она поразила воображение самой Майи Плисецкой -- та с тех пор в ответ на невежливые вопросы о «наследниках» называет ее в числе тех немногих балерин, что имеют шансы претендовать на эту честь) сочиняют «Тамар» заново. Сюжет остается прежним, он основан на лермонтовском стихотворении о царице, что была «прекрасна как ангел небесный, как демон коварна и зла». Одинокая башня в горах, случайный странник, зашедший на огонек, бешеная лезгинка, в которой затворница-царица соблазняет незнакомца, -- и удар кинжалом в финале, выброшенный поутру труп. Правда, постановщики решили слегка оправдать героиню, придумав, что она развлекается таким образом в память об умершем муже. Но неизвестно, появится ли муж на сцене или все объяснения останутся лишь в либретто.
От спектакля 1912 года остался один эскиз декорации Льва Бакста и несколько черно-белых фотографий костюмов. Художники Анна и Анатолий Нежные постарались тщательно реконструировать то, что можно восстановить, и стилизовать то, чего восстановить нельзя. То, как они это сделали, и можно увидеть на выставке -- эскизы, макеты, коллажи не только к «Тамар», но и к сделанному полгода назад «Синему богу» и гораздо более ранним «Петрушке», «Шехеразаде», «Жар-птице». То есть на выставке, вероятно, можно будет понять цветовую гамму будущего спектакля -- а именно она чаще всего бывает неожиданной в проектах Андриса Лиепы -- Анны и Анатолия Нежных. Ну а как мариинская балерина Ирма Ниорадзе справляется с ролью Тамар, увидеть все равно можно будет только на спектакле.
Анна ГОРДЕЕВА